Шрейбер П.А. Фабрика художественной бронзы. Петербург.

Фабрика придворного поставщика художественной бронзы петербургского купца Павла Андреевича Шрейбера считалась в России в первой половине XIX века одной из самых лучших.

Предприятие Шрейбера помещалось на Лиговке, «близ Знамени», в собственном доме и существовало с 1801 года. Фабрика Шрейбера имела довольно крупные обороты при годовом доходе на 100000 рублей серебром и более ста человек рабочих.

О художественной бронзе фабрики мы имеем первые сведения и отзывы с выставки 1829 года. На выставку фабрикант представил большую люстру «о 50 свечах», среднюю люстру «о 16 свечах», маленькую люстру, а также канделябры различных размеров, бронзовые накладки «с сидящим матросом», с «амуром на собачке» и пр., чернильницы и другие предметы, исполненные большей частью по собственным моделям. Однако, русские мастера, находясь в плену у заказчиков, даже в собственных композициях не рисковали отходить от общепринятой моды и создавали подражания парижским бронзам. Так, и Шрейбером, специально_для первой выставки русских произведений промышленности 1829 года были созданы часы по собственной модели, но темой их служил весьма распространенный во Франции сюжет «Диана на охоте».

Произведение Шрейбера было высоко оценено современной критикой: «Сие, совершенно здешнее изделие произведено самим Шрейбером в Санкт-Петербурге с начала до конца и вполне удовлетворяет все пожелания, какие можно только иметь в сем остроумном художественном рисунке, отличная чеканка, тщательная мондировка, позолота наилучшая, словом сказать сие изделие во всем превосходно».

Его произведения были единственными из русских бронз, приобретенными в 1829 году для императорского двора.

Таким образом, уже в первой половине XIX века русские мастера достигли в создании художественной бронзы больших успехов и удостаивались высокой оценки, наряду с французскими. Изделия русских мастеров, подобных Шрейберу, украшали дворцы Петербурга и пригородов, не уступая французским шедеврам бронзового искусства, в 1835 году Шрейбером были исполнены 30 висячих ламп в «помпейском вкусе» «…для Зимнего дворца и большая люстра с драконами «равно той, которая мною была сделана штя Романовского зала».

Об изделиях Шрейбера, мы имеем очень краткие сведения, которые могут лишь свидетельствовать о том, что бронзовщик уже в 1830-х гт пытался вносить свои новые темы в русскую бронзу, не ограничиваясь французскими, диктованными модой, античными и мифологическими сюжетами. В 1835 году им были выставлены часы, украшенные изображением Петра I на Кронштадской крепости, а также «кавалерист верхом» по модели скульптора П.К. Клодта.

В 1860-х годах заведение В.П. Шрейбера-сына исполняло большой заказ по Исаакиевскому собору. В украшении собора бронзой принимали участие наиболее крупные петербургские бронзовые заведения (магазин Никольс и Плинке, заведение герцога Лейхтенбергского и др.), в том числе, и фабрика Шрейбера (сам Шрейбер участвовал и как художник).

Для исполнения в соборе бронзовых работ архитектор Монферран поручил Шрейберу составление рисунков. Работы по одобренным императором рисункам фабриканта бронзовых дел Шрейбера было поручено произвести поставщикам «Высочайшего двора» Никольсу и Плинке и гальванопластическому заведению. Этот факт свидетельствует о высоком авторитете фабриканта Шрейбера при Императорском дворе как художника, но не бронзовщика.

Шрейбер, очевидно, был не столько хорошим бронзовщиком, сколько хорошим художником. Недаром Монферран поручил заказ снятия копий с древних русских церковных предметов «известным по своим способностям художникам, академику Шрейберу и Солнцеву, приняв собранные копии за мотивы, составить рисунки всех церковных предметов в одном стиле, и каждой вещи в нескольких экземплярах, чтобы было из чего сделать выбор»“.

Таким образом, В.П Шрейбер явился одним из авторов проектов для бронзы середины XIX века в «ложнорусском» стиле. После 1860-х годов судьба заведения Шрейбера не известна.

Шрейбер П.А. Фабрика художественной бронзы. Петербург.: Один комментарий

  1. ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ МАЛЫШЕВ

    Петербургская мастерская художественной бронзы Павла Андреевича Шрейбера и его сына Владимира Павловича успешно выполняла

    значительные по важности государственные заказы,  но нет информации о металлической посуде,среди которой выделяются первокласные

    самовары .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.