Наиболее лёгким путём пополнения коллекций качественными книгами можно считать приобретение их на аукционах. Раньше это были российские аукционы, а сейчас к ним присоединились и европейские, причём качество книг на европейских аукционах порой лучше, но и цены на них зачастую выше. Единственный недостаток европейских и американских аукционов это трудности в их участии для большинства российских книголюбов. Нужно иметь свой счёт в каком-либо европейском банке и желательно личное участие в самом аукционе. Причём большие суммы наличными аукционные дома принимают неохотно. Чтобы быть успешным участником аукционов, надо, как в секрете хорошего чая, не экономить на заварке, то есть платить деньги не жалея их, и тогда ты станешь обладателем действительно значимых книжных редкостей. Но платить большие деньги не самый интересный вариант, куда интересней на аукционе обыграть своих конкурентов не деньгами, а большими знаниями о покупаемом предмете и его настоящей рыночной стоимости, увидеть не описанные аукционистами автографы или пометки известных лиц. Однако можно это сделать и с помощью некоторых уловок.
Хочу рассказать о некоторых из них, которыми мне приходилось пользоваться во время аукционов, чтобы приобрести нужную книгу по приемлемой цене. Самый простой способ попытаться обыграть конкурентов это распустить слух, что интересующие тебя книги якобы поставлены на аукцион самим тобой и ты, чтобы продать их подороже, будешь поднимать на них цены. Иногда это работает, и реальные конкуренты, думая, что ты взвинчиваешь цены на свои книги, перестают торговаться с тобою. Правда, это работало раньше, когда необходимо было личное присутствие каждого участника аукциона. Сейчас же можно торговаться заочно либо по телефону, а уловка срабатывает, только когда конкуренты видят твои действия по поднятию цены, непосредственно находясь на аукционе. Ещё очень полезно занять место в зале позади основного конкурента на покупку нужной вам книги и поднимать свою карточку с номером сразу после него. Аукционист указывает рукой направление очередного повышения цены, и сидящий впереди вас конкурент думает, что этот бид его, на самом деле книгу покупаете вы.
Хочу рассказать ещё об одной аукционной уловке, принёсшей мне победу, позволившую купить достаточно недорого нужную книгу. Это было много лет назад на аукционе, проводимом фирмой «Акция» во главе с харизматическим Михаилом Кудрявцевым, внешностью напоминавшим Карла Маркса в молодости. В каталоге аукциона была описана книга «Записки об ужении», изданная в Москве в 1847 году. В те времена достать дореволюционную библиографию было дорого и практически невозможно, поскольку старые коллекционеры берегли её и не продавали. Это сейчас многое переиздано и стало доступно собирателям, обогатив их знания. Так вот, «Записки об ужении» были описаны по титулу, и, конечно, автор был неизвестен составителям этого каталога. На самом деле автором этого сочинения был русский классик Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859), более того, это была его первая книга, написанная прозой, на которой он из скромности не поставил своего имени, и, конечно же, она безумно редкая. Я знал об этом, но прекрасно понимал, что об этом знает и другой знакомый мне собиратель, который, безусловно, составит мне конкуренцию, а возможно, и победит при торговле. Как же его обыграть? После некоторых раздумий была придумана следующая уловка. Я договорился со своим приятелем, совершенно не известным в книжных кругах, что он придёт на этот аукцион, зарегистрируется и возьмёт карточку с номером для торговли. Дав ему экземпляр каталога, я отметил нужный лот, который он должен приобрести для меня, и назвал ему резервную цену, больше которой он не должен торговаться за нужный мне лот, то есть за книгу «Записки об ужении». На аукцион я взял с собой имевшийся у меня экземпляр пушкинской прижизненной «Полтавы» 1829 года в переплёте эпохи. Идут торги в «Доме медика», я сижу в другом ряду, далеко от своего приятеля, который дожидается своего лота. Во время аукциона в зале зачастую проходят перемещения участников торгов, желающих пообщаться друг с другом, пока продаются не интересующие их лоты. Примерно за пять лотов до «Записок об ужении» я с беспечным видом подсаживаюсь к своему конкуренту и достаю из портфеля экземпляр «Полтавы» со словами: «Смотри, что я недавно приобрёл». Он, конечно же, берёт у меня пушкинскую «Полтаву» и как истинный коллекционер начинает её с жадностью рассматривать. Ещё бы, отказаться подержать в руках прижизненное издание поэта это непосильно никакому собирателю. Он начинает расспрашивать меня, продаю ли я эту книгу, за сколько купил и так далее, напрочь забыв об аукционе и зачем он сюда пришёл. А в это время нужные мне «Записки об ужении» благополучно и за весьма скромные деньги покупаются моим приятелем практически без торговли. После аукциона я оплатил выигранный нами лот и получил вожделенную книгу в свою собственность. А мой конкурент горько сетовал, что заговорился со мною и прозевал торги на интересующий его лот. Кстати, на одном из аукционов «Акции» также по незнанию устроителей, да и книголюбов мне удалось дёшево приобрести редчайшую прижизненную книжечку Михаила Ломоносова «Явление Венеры на Солнце наблюденное в Санкт-петербургской Имп. Академии наук майя 26 дня 1761 года». Автор на титуле не указан, в книге всего 16 страничек и одна гравюра, а тираж её всего 200 экземпляров.
О том, как участники аукциона договариваются между собой, покупая дёшево нужную им книгу, а затем в своём кругу разыгрывают её на мини-аукционе, написано в книге М. Климова «Записки антикварного дилера», изданной в 2008 году. Мне же пришлось года два назад договориться с приехавшим на аукцион Брюна Рассмунсена в Копенгагене русским дилером о том, что он покупает громадный «Коронационный альбом Александра III» в роскошном виде, а я «Коронацию Николая II» в двух томах с золотыми медалями. Мне это было выгодно, поскольку везти в Россию регулярным авиарейсом громадную книгу коронации Александра III, весящую килограммов двадцать, слишком накладно. Мы не помешали друг другу в торгах, и каждый приобрёл то, что наметил для себя, впоследствии заработав на этом договоре.
На заре моей антикварно-дилерской «юности» пришлось мне даже устроить и самому аукцион. А получилось это потому, что по объявлению позвонил мне молодой человек и при нашей встрече показал несколько интересных для меня книг, поинтересовавшись, за сколько я их готов приобрести. Я назвал свою цену, на что владелец, осознав, сколько они стоят, и решив получить больше, заявил, что он их поставит на аукцион. В те времена русские люди узнали, что существуют аукционы Сотбис и Кристи, где задорого продаются русские книги. Мне пришлось долго и упорно объяснять владельцу интересующих меня книг, что вывезти их из страны легально он не может. Что у советских граждан, у которых нет банковского счета в европейском банке, никаких материалов на аукцион не возьмут, и всё равно после продажи он должен будет заплатить проценты и налог. Мне удалось убедить владельца в бесполезности его затеи, а поскольку он жил в Химках, я предложил ему устроить аукцион из его вещей в Зеленограде в одном из книжных магазинов, где директором работал мой приятель. Вместе с ним в 1971 году мы окончили Московский книготорговый техникум, получив после окончания звание товароведов книги. Владелец книг согласился на проведение аукциона и, приехав в Зеленоград, оставил под квитанции о сдаче на аукцион свои книги, которых набралось около сорока. Среди этих книг были дореволюционные сборники поэзии Серебряного века, а также книги 20-х годов. Главными моими интересами этого собрания стали книга футуристов «Требник троих», машинописный сборник Б. Пастернака со стихами из «Доктора Живаго» с большой дарственной надписью автора. Была там и редкая фотооткрытка с изображением футуриста В. Маяковского в шляпе с сигаретой, изданная в Казани во время его совместного с Д. Бурлюком и В. Каменским турне по городам России. Я подготовил каталог аукциона с описанием всех книг и их оценкой, дал объявление в газете «Из рук в руки» о дате, месте и времени проведения аукциона, как мы и договорились с владельцем. Хорошо, что газету «Из рук в руки» не читают настоящие коллекционеры, так и не узнавшие об аукционе. Мне очень повезло, поскольку в назначенный день аукциона, кроме сотрудников магазина и моих приятелей, никто из книголюбов в Зеленоград не приехал, за исключением одного московского дилера Владимира Жильченко. Он не стал мне помехой в торговле, купив на этом аукционе лишь книгу Сельвинского «Записки поэта» оформленную Эль Лисицким, какие-то сборники поэзии, не интересовавшие меня, по начальным ценам и слегка приподняв мне цены на интересующие меня книги. После аукциона сдатчик получил деньги за проданные лоты и забрал назад непроданные книги. А магазин, устроивший аукцион, получил 20 % от общей суммы за купленные мною и Жильченко книги.
Из всех книг русского авангарда, продававшихся на аукционах в Москве и Ленинграде, я жалею, что не смог приобрести для своей коллекции из-за отсутствия должного количества денег лишь три книги. «Тэ ли лэ», проданную в Ленинграде на одном из первых аукционов в конце восьмидесятых за 20 тыс. рублей, а затем перепроданную на аукционе Кристи в октябре 1990 года почти за 60 тыс. долларов. Книгу Варвары Степановой «Беспредметные стихи», проданную на аукционе Марии Чапкиной в Доме архитектора и ныне находящуюся в собрании Нью-Йоркского МОМА. Книгу Алексея Кручёных «Заумь» с обложкой-коллажом А. Родченко, предлагавшуюся на одном из аукционов раннего «Гелоса», а ныне также находящуюся в собрании МОМА. Этих книг, за исключением «Тэ ли лэ», я так и не смог найти для своего собрания за многие годы собирательства, но сохраняю надежду когда-нибудь их приобрести.
Среди уловок книжных дилеров необходимо упомянуть и о «стараниях» одного санкт-петербургского «холодного» книжника, известного своей замечательной коллекцией, собранной им за несколько десятков лет, в которой, по слухам, имеется даже редчайший «Ганц Кюхельгартен» 1829 года, уничтоженный его автором Н.В. Гоголем. Так вот, этот собиратель за многие годы наловчился вставлять в продаваемые им редкие дефектные книги, в которых отсутствуют страницы и порою даже целые тетрадки, аналогичные страницы со сходной нумерацией из малоценных изданий того же времени, напечатанных в тех же типографиях, что и раритет. Резон очень прост: при ПО-купке пересчитывают страницы, чтобы увериться в полноте экземпляра, но никто не будет перечитывать, допустим, первое издание «Войны и мира» Льва Толстого, вышедшее в 1868 году в шести частях. Скорее, это просто вложение денег и издание поставят на полку без прочтения в ряд с другими редкостями. Так что некоторые невнимательные коллекционеры однажды обнаружат в своих собраниях и такие «деланные» экземпляры.
Ещё об уловке одного книжного дилера мне рассказал старый коллекционер, к которому я приехал покупать книги Алексея Кручёных. Коллекционер этот жил в районе метро «Динамо», но, к моему сожалению, все книги Кручёных у него оказались поздними и недорогими, все они были посвящены исследованию творчества Сергея Есенина. Мы разговорились, и он рассказал, что всю жизнь увлекался Есениным, после того как однажды увидел и купил его портрет с трубкой, сделанный в фотоателье Свищова-Паоло.
Были у него почти все прижизненные издания Сергея Есенина, которые он до меня продал одному коллекционеру по имени Михаил и очень об этом жалел. Но более всего он сожалел о продаже редчайшей не вышедшей из печати книги, а точнее, её вёрстки. По-моему, это была книга «Ржаные кони», подготовленная к печати издательством «Альциона» в 1921 году, но так и не появившаяся на свет. Хозяин не хотел продавать эту книгу, но Михаил стал его уговаривать, убеждать, что ему она вообще не нужна, это и не книга, раз она не вышла. Просто эту вёрстку книги хочет приобрести очень богатый коллекционер, который предлагает за неё большие деньги, которые хозяину больше никто не даст. Владелец посчитал предлагаемую сумму маленькой и попросил большую, и вот тут-то и сработала уловка дилера Михаила. Он сказал, что сейчас позвонит этому богатею и сообщит о цене хозяина книги. Набрав номер с телефона продавца (тогда мобильных телефонов ещё не было), он начал с кем-то говорить, что за «Ржаных коней» хотят большую сумму денег и что он не знает, что ему делать, поскольку тех денег, которые выделил на покупку богатый коллекционер, ему не хватит. Хозяин книги слушал разговор только со стороны дилера и понял, что коллекционер не хочет платить сверх названной им цены. В этом его убедил и Михаил, сказав, что это последняя цена и деньги, выданные богатеем, у него с собой. Хозяин поддался уговорам и продал уникальных «Ржаных коней» Есенина, боясь, что в другой раз продать их, а тем более дороже, не удастся. Уже после ухода Михаила, проанализировав телефонный разговор, прошедший почти без пауз, бывший владелец понял, что дилер разговаривал сам с собою, а на другом конце телефона не было никакого богатого собирателя. Дилер заранее договорился у себя дома, что позвонит якобы некоему коллекционеру и проведёт с ним переговоры. Этой уловкой он обеспечил себе покупку нужной ему книги по нужной, выгодной цене. Причём если бы хозяин всё-таки не захотел продать это издание по предлагаемой цене, в запасе был ход: «Знаете, раз коллекционер не хочет дать Вам Вашу цену, давайте я её куплю для себя по средней между его и Вашей». Я знал этого Михаила, который спустя много лет после этой истории всё же действительно продал «Ржаных коней» богатому коллекционеру.
Забавную уловку с телефоном удалось провести и мне, правда, уже в наше время мобильных телефонов. На одном из антикварных салонов в ЦДХ я выставил для продажи очень хорошие книги, доставшиеся мне из библиотеки Льва Абрамовича Глезера. Среди них были обе книги В. Даля и Н. Надеждина «Изследо-вания о скопческой ереси» 1844 и 1845 годов, отпечатанные не для продажи тиражами в 20 и 25 экземпляров соответственно. Там же я выставил и замечательный экземпляр двухтомных «Басен Ивана Крылова» 1834 года издания с двойной сюитой иллюстраций А. Сапож-никова в чёрно-белом и раскрашенном варианте. Цены на эти издания по тем временам я поставил очень большие, поэтому многие собиратели восхищались ими, но купить не могли, тем более я не уступал ни копейки в цене. И тут ко мне подошёл знакомый удачливый дилер, о котором было известно, что у него появился очень хороший и богатый клиент, принёсший ему много денег. Увидев мои книги и узнав на них цену, он сообщил, что может продать их для меня за небольшой процент. Я возразил ему, что пока он будет шевелиться, их у меня и так купят, а ждать мне некогда. «Сейчас я возьму на своём стенде мобильник, позвоню своему клиенту и предложу ему эти книги», сказал мой знакомый дилер. «На мой и звони ему», сказал я, протягивая ему свой телефон. Дилер взял его, отошёл от меня и стал звонить своему клиенту. О чём и о какой цене они говорили, я не слышал, но думаю, что к моей цене дилер добавил и свой гонорар. Вернув мне телефон после разговора, он сообщил, что клиент заинтересовался, но будет ещё думать, очевидно, с целью сбить цены. Когда мой знакомый дилер ушел, я набрал на своём телефоне номер последнего звонка. Сообщив находящемуся на том конце трубки, что ему только что звонил такой-то дилер, назвав его по имени, и предлагал мои книги, явно завысив их цену, и что я сам могу ему их продать, если они его интересуют. Мы договорились о встрече на работе этого коллекционера, оказавшегося владельцем заводов по производству спирта, где я ему и продал эти свои редчайшие книги за хорошие по тем временам деньги, купив на них не менее редкие издания русского авангарда. Позже я продавал этому клиенту достаточно дорого и другие хорошие книги, не интересующие меня как собирателя русского авангарда. Вот так жажда быстрой наживы дилера оставила его без «навара», а мне подарила хорошего клиента. А всего-то надо было ему пойти на свой стенд и позвонить со своего мобильного телефона. Чем не ловля хищника на живую приманку?
Журнал "При Книги"