Одним из лучших представителей московских бронзовщиков, исполнявших бронзу, главным образом, в «русском стиле», можно считать купца Андрея Егоровича Соколова. Заведение Соколова помещалось в Тверской части, 5 квартале, в собственном доме и существовало с 1841 года. Ежегодный оборот заведения к 1865 году составил сумму в 80000 рублей серебром. Соколов сразу же стал расширять производство, и к 1865 году у него насчитывалось уже около 60 человек рабочих и 5 горнов307 Обеспечивая сбыт своей продукции по всей России, начиная с Москвы, Петербурга и кончая Финляндией, Соколов имел возможность расширять свое производство.
Заведение Соколова было одним из наиболее долговечных — оно просуществовало вплоть до Октябрьской Революции, на Петровке, д. 21.
Перед петербургской публикой Соколов выступал неоднократно. В 1870 году на выставке промышленных изделий впервые в его ассортименте стало заметным преобладание церковной утвари, на которой впоследствии он специализировался. Петербург 1870-х гг встречал довольно сдержанно изделия в новом «национальном» стиле, поэтому в отзыве о бронзах Соколова было лишь отмечено, что его изделия являются сравнительно дешевыми, т.е. «того рода изделиями, которым принадлежит будущее»“®.
На церковно-русский стиль Соколов, очевидно, перешел после больших заказов, исполненных им для Храма Христа Спасителя в Москве. Работая для Храма Христа Спасителя, Соколов обратился к образцам старорусского искусства. Копии русских братин, лампад, киотов и прочих произведений русского прикладного искусства предшествовавших эпох, исполненные фабрикой Соколова, составили впоследствии основную его продукцию. Формы церковной утвари с их рельефной и своеобразной орнаментацией иногда переносились художниками на тулова люстр, стенных и висячих ламп и прочие предметы бытового назначения. Соколов делал попытки создания самостоятельных стилизованных композиций. На выставке 1882 года Соколов выставил прибор для письменного стола в «русском стиле» XVI века из никелированной бронзы по рисунку Д. Чичагова.
Работая в основном в «русском стиле» и изготовляя церковную утварь, Соколов не пренебрегал, как и все остальные предприниматели, бронзой в «западных» стилях. Среди его изделий, относившихся к 1870-м годам, был рассмотренный выше гостиный гарнитур, исполненный в подражательном стиле — под рококо или барокко XVIII века310. В 1880-х годах заведением были исполнены две большие стенные лампы на орнаментированных бронзовых подставках, скомпонованных из акантовых листьев и завитков «в стиле Людовика XVI»311
Соколов выставлял изделия на выставке 1882 года в Москве. Изделия его, очевидно, не блистали оригинальностью рисунков и форм, но качество его бронз отмечалось современной экспертизой. «Что касается вообще до позолоты, — отмечалось в отчете выставки 1882 года, — особенно матовой, то она найдена была у г. Соколова самого хорошего качества и притом всегда прочного свойства».