Н.Ф. Штанге являлся в XIX веке одним из первоклассных столичных предпринимателей с наиболее крупными оборотами заведения.
Заведение петербургского купца Н.Ф. Штанге учреждено было в 1819-1820 годах и перешло в полную его собственность в 1845275 году, когда он купил его у своего учителя в ламповом деле иностранца Шиллера. По сведениям самого Штанге, заведение было «малого объема» с несколькими рабочими. Благодаря энергии и предприимчивости нового владельца, предприятие стало быстро расти, и уже в 1857 году насчитывало рабочих на фабрике до 40 человек с общей годовой выработкой до 80 тысяч рублей серебром (среди рабочих были и иностранцы, вывезенные Штанге из-за границы). «Рабочего народу, — пишет сам владелец в прошении, — на фабрике 40 человек, из которых большая часть мастеров, получавших большое содержание, сверх всего вне заведения разных незначительных мастеров-хозяинов работает для меня 60 человек. Таким образом, перед нами пример существования уже в 1857 году в художественной промышленности капиталистической мануфактуры с раздачей работы на дом. Штанге обладал умением учитывать новые потребности и быстро совершенствовал свое производство в техническом отношении. Специализируясь на наиболее выгодной для него продукции, масляных лампах, он обеспечивал сбыт наличием собственных магазинов в Петербурге и «широкой продажей в другие города»278. В 1849 году им была куплена привилегия на изготовление улучшенных лучезарных ламп, в 1853 году оформлены еще две на новое устройство ламп.
Заведение Штанге уже в первой половине XIX века стало пользоваться успехом и получать крупные заказы. Так, при устройстве жилых помещений в Зимнем дворце для великой княгини Марии Николаевны Штанге был дан заказ на изделия из художественной бронзы для «двух новых половин»280.
В 1851 году Штанге участвует на Всемирной выставке художественной промышленности в Лондоне, где удостаивается за лампы и канделябр с русскими витязями награды — медали второго достоинства. За выставку 1853 года в Москве он получает большую серебряную медаль.
К 1865 году заведение Штанге уже насчитывало около 70 человек рабочих и 40 учеников. Годовое производство возросло до 129000 рублей серебром. Лампы Штанге широко распространялись по России, находя сбыт не только в различных городах России, но также в Польше и Финляндии. Расширение рынка сбыта за счет других городов России, где соответственно уменьшалась конкуренция с другими фабрикантами ламп, давала возможность предприятию покрывать расходы и расширять производство. «Ни один из ламповых производителей не ведет такой обширнои торговли внутри России, как г Штанге», — писалось в официальном отчете 1861 года.
До выставки 1861 года Штанге выступал как ламповщик, и поэтому даже его продукция помещалась в разряд «ламп и жестяных изделий», для привлечения внимания публики к своим изделиям, Штанге старался
насколько возможно украсить бронзовые части лампы орнаментацией.
Расширяя ассортимент, Штанге уже в 1861 году выступил на петербургской выставке не только как ламповщик, но и как бронзовщик, представив самые разнообразные художественные изделия, начиная от кар-сельских и прочих ламп, кончая канделябрами и каминными золочеными бронзовыми часами284. Новые карсельские лампы давали больше возможностей для художественного оформления подставок, так как в них резервуар находился под горелкой (подобно позднейшим керосиновым лампам), и горючее нагнеталось вверх при помощи заводного механизма. Таким образом, подставки для ламп, имевшие сначала вид площадки на высокой стойке, получили вскоре форму вазы, в которую был вставлен резервуар лампы. Базы разнообразных форм делались либо из фаянса и фарфора с бронзой, либо исключительно бронзовые.
Штанге в 1861 году выставил около 100 предметов, среди которых большое место занимали художественные изделия. Приноравливаясь к вкусам, проникавшим в Россию, Штанге одним из первых бронзовщиков стал выпускать патинированную и оксидированную бронзу. Сочетание различных оттенков бронзы в одном предмете становится приемом, характерным для произведений Штанге. На выставке были представлены исполненные в этой манере каминные часы с канделябрами, сделанные Штанге по заказу прусского принца. Из темной бронзы Штанге исполнял и подставки для карсельских ламп. Подставки для ламп, исполненные мастерской Штанге, отличаются большим разнообразием, рассчитанным на широкие вкусы покупателей. Этим и объясняется успешный сбыт его продукции. Он, «следя за современными требованиями, спешит дешевый светильный материал облечь в изящную внешность, — пишется в официальном обозрении выставки 1861 года, — без чего он не найдет доступа к тем, кто не любит крайней простоты и крайней дешевизны»
Об успехе бронз Штанге свидетельствует систематическое упоминание все расширяющегося ассортимента изделий на последующих выставках.
В 1875 году у Штанге были куплены мельхиоровые изделия для Ливадийского дворца. Из бланка фирмы Н.Ф. Штанге — потомственного почетного гражданина — известно, что магазин ламп и бронзы в это время помещался на Бол. Морской, 34, в собственном доме. Кроме того, Штанге открыл мебельный магазин на Бол. Конюшенной, 19, также в собственном доме.
Штанге — один из немногих русских бронзовщиков, клеймивших свою продукцию.