Санкт-Петербургский гальванопластический завод художественной бронзы герцога Лейхтенбергского (фабрика художественной бронзы Генке, Плеске и Морана в Петербурге)

Вскоре после великого открытия русского ученого профессора Якоби в области гальванопластики и гальваностегии президент Императорской Академии художеств герцог Лейхтенбергский“ попытался приспособить гальванопластику и гальваностепию к широкому практическому воспроизведению предметов искусства в художественной промышленности.

Мировое изобретение получило сравнительно широкое распространение в России. Некоторая гордость за отечественное открытие заставила правительственные круги покровительствовать новой технике золочения. Уже в 1843 году на Выставке Мануфактурных изделий были выставлены первые предметы, позолоченные новым способом. Организованное специальное гальванопластическое отделение при рисовальной школе для вольноприхожих в Санкт-Петербурге выставило позолоченные «гальваническим средством» различные рельефы и бюсты (бюст с гальванической позолотой тогда же был выставлен и фабрикой Шопена).

Удачное практическое применение открытия Якоби сыграло роль в организации специального гальванопластического завода герцога Лейхтенбергского, изделия которого впоследствии приобрели название «лейхтенбергской бронзы».

В 1884 году в Петербурге герцогом Лейхтенбергским была основана фабрика бронзовых, гальванопластических изделии, из которой впоследствии и вырос большой завод261 Сначала фабрика занялась изготовлением касочных орлов для касок кавалеристов. От орлов для кавалерийских касок в скором времени перешли к производству различных архитектурных металлических украшений для зданий Петербурга, заменявших тяжелую и непрочную гипсовую лепнину262 (магазин гальванопластического заведения находился на Невском проспекте).

Гальванопластическое заведение герцога Лейхтенбергского развернуло большие работы. Для расширения производства и подготовки кадров были приняты вольные мастеровые и на обучение дети из воспитательного дома (около 300 человек). Все увеличивавшиеся заказы побудили владельца расширить фабрику за счет прибавления к гальваническому отделению бронзового, механического и мельхиорового.

О размахе работ заведения можно судить по тому, что в течение 9 лет (с 1844 по 1853 год) оно окончило отливку и золочение (частично гальванопластикой) всех украшений для сводов Исаакиевского собора с 56 фигурами и 12 колоссальными кариатидами. Заведение изготовило также группы апостолов Петра, Павла и Иоанна на северном фронтоне собора, барельефы под аркой иконостаса, два большие барельефа внутри главных портиков собора. Кроме того, за это же время им были исполнены две конные статуи по модели Клодта — копии скульптур с Аничкова моста, на дачу гр. Орлова в Стрельне под Петербургом, статуя Павла в Гатчину и начаты наружные и три внутренние двери для Исаакиевского собора.

Такое количество работ позволяло производить лишь удешевленное и упрощенное гальваническое золочение.

После смерти герцога Лейхтенбергского заводом стали управлять генерал Фуллон, а затем скульптор Рашетт. Впоследствии завод перешел к главному обществу Российских железных дорог, которое, не зная, что с ним делать, поспешно распродало его отдельными цехами. Гальва-нопластический цех приобрели в 1857 году французские купцы Генке, Плеске и Моран20. Имя Морана, спустя десятилетие, стало известным в Петербурге, благодаря выпуску художественных бронзовых изделий.

Будучи еще в ведении Главного Общества Российских железных дорог, завод не только докончил все начатые работы, но и исполнил несколько монументальных заказов. Из них наиболее крупными были золочение пяти куполов Храма Христа Спасителя в Москве и конная группа на Большом театре, возобновленная после пожара 1856 года265

В 1857 году гальванопластическое отделение завода, поступившее в ведение Генке, Плеске и Морана, начало производить золочение шпиля колокольни собора в Петропавловской крепости в Петербурге.

Гальванопластическое и литейное заведение занималось не только монументальными работами, но также конкурировало с предприятиями бронзовщиков по изготовлению мелких художественных бронз и деталей.

С 1857 года заведение начало заниматься почти исключительно бронзовым гальваническим производством. Новые владельцы, продав место главному Обществу Российских железных дорог перенесли мастерские на устье Обводного канала и берег Невы и произвели некоторые усовершенствования в оборудовании завода. Видимо, произведенные затраты на расширение производства не могли окупиться изготовлением только художественной бронзы, так как вскоре новые хозяева вынуждены были открыть медные мастерские, занявшиеся выпуском медных труб, кранов, гвоздей и прочего ходкого товара.

Известно, что к 1861 году на фабрике Морана насчитывалось 360 человек рабочих (мужчин и женщин), применялась паровая машина в 19 лошадиных сил, и стоимость ежегодно изготовленных изделий превышала 220 тысяч рублей серебром, то есть была вдвое больше, чем годовое производство фабрики Шопена. Таким образом, фабрика Морана продолжала преуспевать в исполнении крупных заказов.

Производство заведения Генке, Плеске и Морана было по тому времени максимально механизировано и применяло все новейшие открытия, начиная от гальванического золочения, кончая механической отливкой, которая освобождала от дополнительной чеканки предмета. Несмотря на то, что заведение Морана представляло собой лишь часть завода герцога Лейхтенбергского, новые владельцы не сокращали количества заказов гальванопластического заведения. Так, за четыре года существования отдельным заведением гальванопластические мастерские исполнили четыре огромные люстры для Исаакиевского собора (перед алтарем), бронзовые фигуры, в частности, статую Петра I для памятника, сооружаемого в Воронеже, барельефы и аллегорические фигуры монумента Николая 1 в Петербурге, две наружные двери для Храма Христа Спасителя в Москве и другие.

На выставке российских мануфактурных произведений 1861 года фабрика бронзовых изделий Генке, Плеске и Морана была представлена весьма разнообразным ассортиментом: фонтаны, люстры, канделябры, лампы бронзовые с позолотой и фарфором, статуи и группы из бронзы, гербы, часы бронзовые, бра, чернильницы, а также ручки к колокольчикам и дверям. Как видно даже из этого краткого перечисления видов изделий, заведение не гнушалось никакими работами. Кроме того, оно ста-

Балось изготовлять бронзы намного дешевле, чем, например, фабрика Шопена, вследствие чего представляло для Шопена серьезного конкурента по сбыту изделий.

К сожалению, сведения в литературе недостаточны, чтобы подробно осветить дальнейшую деятельность бронзового заведения Генке, Плеске и Морана. В 1865 году на мануфактурной выставке в Москве оно отсутствовало, но было упомянуто среди лучших: «Шопен, Генке, Плеске и Моран первые внесли в свое производство совершенно новые оригинальные модели, исполненные русскими художниками. Заслуги их, кроме водворения у нас бронзового дела и лучшего в нем преуспевания, заключаются еще в общем его распространении и усовершенствовании, в их заводах собственно обозревались мастера и работники, которые занимаются теперь у фабрикантов, вновь выступающих на поприща». Профессор Киттары говорит- “Самое главное и самое дорогое в изделиях… это самостоятельность и оригинальность произведений, все исполнено по моделям и рисункам составленным в России и русскими художниками — Монигетти, Боссе, Пименовым и др., что делает высокую честь заводчикам, и в этом случае первое место между всеми русскими производителями бронзы, бесспорно принадлежит им”

Таким образом, из официального отзыва обозревателей выставки можно заключить, что заведение, кроме технических совершенствований, уже в 1860-х годах вводило в свое производство художественной бронзы новую национальную тематику.

Можно предположить, что впоследствии Моран отделился от своих компаньонов, так как в дальнейшем мы встречаем сведения об одном Моране. Например, в 1870-м году на выставке в Петербурге были представлены изделия бронзового заведения «французского подданного Адольфа Морана», за которые он был награжден медалью с надписью «за полезное»273 В этом же году, в журнале «Всемирная иллюстрация» помещены изображения известных (рассмотренных нами выше) самова-ров-петухов, исполненных по рисунку Монигетти фабрикой Морана.

Известен целый ряд скульптурных произведений с надписью, свидетельствующей о том, что отливка исполнена Мораном. Фамилия Морана встречается и на бронзовых скульптурах Е. Лансере.

Судя по всем отдельным данным, найденным нами, фабрика Морана просуществовала до XX века

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.