Загадка Гоголя или уроки библиофильства. А.Л. Финкельштейн

Начало моему книжному собирательству было положено, как это ни странно звучит, во время проведения знаменитой послевоенной Сталинской денежной реформы в декабре 1947 года. Все знали, что реформа «вот-вот» будет, но не знали, на каких условиях. Это приводило рынок «всего и вся» в настоящий хаос. У кого были излишние на момент реформы денежные средства, стремились превратить их в какие-либо потребительские ценности. Так и у меня, студента третьего курса, было 1500 рублей. По рыночным ценам на них можно было купить три-четыре бутылки водки, либо четыре буханки черного хлеба, либо несколько сот грамм вареной колбасы. Такие тогда были деньги и цены на продовольственные товары первой необходимости.

Читать далее

Нэцке и окимоно. Коллекция Фельдмана

Понятия «владелец собрания» с одной стороны и «коллекционер», «собиратель» с другой близки по значению. Их часто смешивают, употребляют как синонимы, но при близком рассмотрении оттенки их значения различны. Первые по характеру пассивны, интравертны, вторые активны, экстравертны. Как активный персонаж коллекционер всегда работа ет над тем, что составляет предмет его собирательского интереса. И под работой здесь подразумевается нечто большее, чем уход за художественными вещами или их консервация.

Читать далее

Константиновский Рубль

В январе 2004 года на нью-йоркском аукционе Дмитрия Маркова за $550 000 была продана одна из восьми известных на сегодняшний день монет так и не «приступившего к исполнению своих обязанностей» императора России Константина I. Покупателя, пожелавшего сохранить свое имя в тайне (все, что известно, — он гражданин Японии), представлял агент, заплативший рекордную для российской нумизматики цену. История создания этой монеты, все перипетии, связанные с ней, вышедшие за рамки сугубо нумизматического сюжета, достойны настоящего документального романа в стиле Эдварда Радзинского.

Но, наверное, потому роман и не написан, что ставить точку в чрезвычайно запутанном деле о рублях «императора Константина I» еще рано.

Читать далее

Старообрядческая иконопись.

Ценность стррообрядческой иконописи (независимо от художественных качеств отдельных икон) в том, что она сохранила традиционную манеру иконного письма. Благодаря решительному отказу старообрядцев от «живоподобия» в личном письме, икона не утратила своей иконичности, то есть не переродилась в религиозную картину, в отрицание образа.

Читать далее

Праздничные иконы Марта.

11 марта 843 г. в храме Святой Софии в Константинополе было провозглашено восстановление иконопочитания. Это событие вошло в церковную историю как день Торжества Православия. С тех пор ежегодно в первое воскресенье Великого поста (как это было и в IX в.) Церковь празднует победу над ересью иконоборчества. 

Читать далее

Фарфор. Мировые тренды. Российская империя — СССР

Читать далее

Основные направления в русском декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX века (1860 — 1880-е годы)

1861-й год знаменовал собой начало новой, буржуазной России, 1860-е годы явились этапом не только в социально-экономическом отношении России, но также и в истории русского искусства.

Читать далее

Фарфор как холст для художника.

В деятельности двух петербургских фарфоровых заводов — Императорского и завода купца Ф. С. Батенина, возникших в разные годы в совершенно разных условиях, есть период, который сближает их со всеми европейскими  порцелиновыми мануфактурами общими тенденциями  развития, обусловленными, прежде всего, исторической  ситуацией. Этот период, названный «фарфоровым бумом», укладывается в довольно короткий промежуток — первую треть XIX в. и характеризуется влиянием моды  времён Первой империи, «капризы» которой можно  выразить лаконичной формулой: «строгость, граничащая  с помпезностью». Именно ему мы обязаны переосмыслением значения фарфора в формировании архитектурной среды, и не только в домах аристократии.

Читать далее

Императорский Фарфоровый Завод

Эти уникальные изделия рассказывают о нескольких этапах в развитии завода, охватывая период правления четырёх российских императоров — Павла I, Александра I, Николая I и Александра III, то есть практически весь XIX в. (за исключением царствования Александра II, который, кстати, не жаловал вниманием детище своих предков, и первых лет на троне Николая II).

Читать далее

Волокитинский фарфоровый завод Миклашевкого. Иконостас Покровской Церкви

Одно из лучших фарфоровых производств Российской империи 2-й трети XIX в.—Завод Миклашевского— был открыт, когда большинство помещичьих мануфактур, отчасти служивших игрушкой для их хозяев, уже были ликвидированы.

Читать далее