До чего же ловко дирижирует, аккомпанирует, настраивает инструменты, солирует или играет в ансамблях пёстрый народец, населяющий мир музыки в фарфоре. Музицирующие пастухи и дамы с кавалерами, утончённо-изысканные придворные музыканты и задорные ярмарочные частушечники, свингующие джазмены и обученные игре на инструментах звери это не просто аллегории слуха, символы гармонии или праздности, но и живые образы эпохи, выражение её вкусов и пристрастий в целом. По фарфоровым статуэткам можно понять, какая музыка звучала в прошлом и какие бытовали инструменты, составить представление о внешнем виде музыкантов и атмосфере, царившей на концертах. В своих произведениях скульпторы стремились выявить нюансы чувств и настроений исполнителей, передать характерные позы, динамику жестов, изобразить замысловатую графику нот и эффектную пластику инструментов словом, всё то, что занимало и занимает их воображение вот уже на протяжении трёх столетий.
Поскольку в XVIII в. фарфор был предметом роскоши, и его производство находилось под покровительством царственных особ, фигурки музыкантов чаще всего иллюстрировали сценки из жизни «избранных», изображая участников камерных придворных оркестров и театральных постановок. В Германии в первой половине столетия особую популярность приобрела итальянская опера. В связи с этим на должности в придворных капеллах и на службу в театрах стали выписывать итальянцев. С 1710—1720-х гг. музицирующие персонажи комедии дель арте появились в серии «Итальянские комедианты» Мейсенской мануфактуры, выступавшей законодательницей моды среди европейских пор-целиновых производств.
XVIII век стал временем стремительного развития и распространения в Западной Европе светской музыкальной культуры. В наиболее крупных городах Австрии и Южной Германии при дворах коронованных особ и знатных вельмож возникали оркестры, инструментальные капеллы, оперные театры. Их появление совпало с творческой деятельностью И. Гайдна и В. А. Моцарта, способствовавшей расцвету оркестрового искусства. Представление о классическом малом составе оркестра, к тому времени уже определившемуся, даёт серия «Галантный оркестр», состоящая из 16 фигур1 (выс. 14 см, Мейсен, 1750 г, скульпторы: И. И. Кендлер и Ф. Э. Мейер). Повторно эта серия выпускалась во второй половине XIX в. Известен также появившийся примерно в середине XVIII в. «Оркестр девочек».
Самым популярным мейсенским оркестром в миниатюре стала серия «Обезьянья капелла», существующая в нескольких вариантах. Первый датируется 1753 г, его автором является ведущий скульптор мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер (1706—1775). Оркестр состоит из дирижёра, четырёх певиц, флейтиста, кларнетиста, фаготиста, трубача, валторниста, скрипача, виолончелиста, обезьян, играющих на литаврах, треугольнике, барабане, лире, гитаре, клавесине, арфе всего 21 фигурка и пюпитр для дирижёра. Одетые по моде рококо обезьяны-артисты в белых париках увлечённо играют и поют. Их слегка вытянутые фигурки по пропорциям больше напоминают людей, нежели животных. Комичность персонажей усиливают точно схваченные характерные для музыкантов позы и энергичные жесты. В 1765 — 1766 гг. модельер Мейсенской мануфактуры Петер Рейнике (1711 — 1768) несколько переработал серию Кендлера и выпустил свою версию оркестра2 демонстрирующую мастерство скульптора в проработке мелких деталей, передаче мимики музыкантов и певиц. В 2006 г., когда отмечалось 300-летие со дня рождения Кендлера, в Мей-сене была создана 22-я фигурка музыкант с тамбурином, выпущенная ограниченным тиражом в 300 шт. Её цена составляет £2253.3.
По поводу истории создания серии существует несколько легенд. Одна из них гласит, что однажды Кендлер был приглашён на обед к курфюрсту Саксонии Августу Сильному, где услышал ужасно фальшивящий оркестр. Тогда он и решил создать карика-туру на механически исполнявших свои обязанности музыкантов, а может быть, и на пронизанную фальшью придворную жизнь того времени в целом. Согласно другой версии, в основу была положена бас ня немецкого сатирика Готлиба Рабенера (1714—1771) о дрессировщике, обучившем обезьянок человеческим жестам и позам и дававшем с ними представления. В книге, посвященной Мейсенскому фарфору 4, сообщается, что оркестр Кендлера исполнен по рисункам Кристофа Хью и по мотивам его же картин «Обезьяний питомник». Модели первоначальной серии имеют в тесте цифры от I до 21, соответствующие порядковым номерам рисунков. Оцениваются эти фигурки, как сообщается в той же книге, от $4 300 до $6 450. Серия «Обезьянья капелла» представляет огромную ценность для знатоков и коллекционеров. Многие из них тратят огромное количество времени, сил и средств, пытаясь собрать весь комплект фигурок одного периода. (Кстати, в 1755 г всю серию заказала себе мадам де Помпадур.) Стоимость зависит от времени, качества исполнения и состояния. В июне этого года на аукционе Dorotheum был выставлен, но остался непроданным, полный комплект оркестра с эстимейтом в €15 000—20 000.
Мейсенская мануфактура выпускала фигурки музицирующих обезьянок также в конце 1880-х начале 1890-х и в 1950-х гг. Эту серию неоднократно повторяли, варьируя первые образцы, все основные европейские мануфактуры. Однако мейсенский оркестр неизменно отличается от повторений более естественной пластикой, тонкой и изысканной по цвету росписью, тщательной проработкой деталей (пальчиков, коготков, мордочек, одежды). В музее Мейсен-ской мануфактуры хранятся все фигурки оркестра разных годов выпуска, а в магазине при ней продаётся оркестр в современном исполнении. Цены за одну фигурку колеблются в пределах € 1 500—2 500.
Оригинальные вариации на тему «Обезьяньего оркестра» выпускались и мануфактурой А. Миклашевского. Эти фигурки существенно отличаются от прототипов миниатюрными париками, грубоватым обликом персонажей и по-звериному неуклюжей постановкой фигур. Известно несколько таких статуэток, хранящихся в частной коллекции и Ильичёвском музее изящных искусств им. А. Белого.
Роскошные балы и приёмы, которые устраивали немецкие курфюрсты, стремившиеся перещеголять европейских монархов, нашли отражение во многих фарфоровых композициях. Появившиеся в то время грациозные фигурки музыкантов, ставших символами искусственно созданного идиллического мира «галантных празднеств», навсегда вошли в арсенал европейского фарфора. Свидетельством этого является созданная уже во второй половине XX в. на одном из немецких заводов композиция с музицирующей галантной парой. Следует отметить, что в середине XIX в. подобную тему развивали и многие частные мануфактуры Российской империи заводы Ф. Гарднера, А. Миклашевского, А. Попова. Однако изысканность европейских прототипов здесь порой уступала место трогательной простоте, что заметно, например, в фигурке играющего на свирели музыканта в тюрбане, выпущенной заводом Попова.
Музыкальная тема разрабатывалась и в рамках пасторального жанра. В XVIII в. в аристократической среде были чрезвычайно популярны игры с переодеванием в пастухов и пастушек, сопровождавшиеся исполнением специально сочинённой для этого музыки. Непременными спутниками пастухов были всевозможные рожки, волынки, дудочки и свирели, фигурирующие в фарфоровых статуэтках. В композициях с дамой и кавалером в образах пастуха и пастушки значение этих инструментов было понятно каждому: с древнейших времен дудочка в руках играющего мелодию любви мужчины воспринималась как фаллический символ. В то же время одинокий пастух со свирелью олицетворял лирическую поэзию. Образ последнего был популярен в эпоху «второго рококо» и обыгрывался некоторыми русскими частными мануфактурами в навершиях фигурных чернильниц с рокайльными постаментами. Известны композиционно схожие между собой чернильные приборы заводов А. Миклашевского и братьев Корниловых. Отличающиеся друг от друга лишь в деталях чернильницы А. Миклашевского с играющим у ручья на свирели пастухом можно увидеть в НМИУ и СХМ.
В XIX в. в Российской империи появились небольшие частные (в том числе крестьянские) заводики, производившие доступный среднему классу фарфор. Это не замедлило сказаться на специфике мелкой пластики, обогатившейся сюжетами из жизни простого люда. В музыкальный мир фарфора вошли завсегдатаи ярмарок и народных гуляний, балалаечники и гармонисты, а музыкальная тема обрела национальный характер благодаря типажу и традиционным народным инструментам. Распространёнными стали парные статуэтки балалаечника и пляшущего крестьянина, выполненные по изданиям с гравюрами или лубочным картинкам. Варианты этих статуэток известны в исполнении заводов Попова, Киселёва, Гарднера. Особенно популярные модели фигурок Гарднера и Попова заимствовались мелкими производствами, где образцы наивно упрощались либо в них вносились новые детали. Так, статуэтка балалаечника из коллекции Сумского художественного музея создана по образцу модели завода Попова 5, а композиция «Гармонист» (завод Попова, середина XIX в., СХМ), хотя и отличается от «Гармониста» завода Гарднера (модель 1860-х гг., повторялась в 1880—1890-е гг.)6 добавлением фигурки пляшущего мальчика, явно восходит к тому же образцу иллюстрации М. Пикколо к книге А. П. Голицынского «Уличные типы». Композициям с сидящим гармонистом присущи характерные для русской бисквитной пластики второй половины XIX в. тщательность лепки и некоторая натуралистичность в трактовке образов. Следует отметить, что с гармонистами связан значительный пласт русской деревенской культуры. Без них не обходилась ни одна свадьба, проводы в армию или народное гулянье. Гармониста уважали, любая девушка считала за честь пройтись с ним по сельской улице. Вокруг него собирались любители потанцевать, поэтому музыканта часто изображали в окружении девушек-плясуний.
Балалаечники и гармонисты как знаковые для русской культуры образы получили большое распространение и в советском фарфоре. Если созданные на ГФЗ7 в послереволюционные годы парные статуэтки «Балалаечник» и «Плясунья» (Н. Я. Данько, 1919), «Гармонист» и «Девушка» (Б. М. Кустодиев, 1924) ещё продолжали линию персонажей гарднеровской серии «Русские типы», то ближе к середине столетия они стали своего рода клише и приобрели статус национального сувенира. Скульптурные композиции «Перепляс» и «Хоровод» (серии из пяти фигурок: сидящий гармонист и 4 плясуньи, 1960-е гг., Городница и Полонное) выпускались массовыми тиражами.
Своеобразие украинской народной музыкальной культуры нашло отражение в фигурках кобзарей странствующих певцов-музыкантов, исполнявших свои песни-думы под аккомпанемент кобзы или бандуры. Варианты этих статуэток производили все украинские заводы. Музыкальная традиция карпатского региона проявилась в скульптурных группах «Гуцульские музыканты» (выс. Ю см, скульптор Иван Мозолевский, 1969 г., ПЗХК); «Гуцул и гуцулка» (модель 195° г, выпуск 1957—1962 гг.), «Тройка музыкантов» (модель 1957 г) Аве последние работы хранятся в фондах МУНДИ, их автор — скульптор КэЗХК Людмила Ивковская (Розенталь) (1904— 1998).
Тематика фарфоровой пластики, как, впрочем, и всего советского искусства, подчинялась жёсткой регламентации. Не только большие картины, но и маленькие статуэтки должны были способствовать формированию правильного мировоззрения и утверждению коммунистических идеалов. Не стали исключением и сценки с музыкальными инструментами. Символические для эпохи образы красноармейцев-горнистов и барабанщиков собственно к музицированию отношения не имеют, ведь в любой армии функция этих инструментов была сигнальной: их звуки поднимали бойцов на построение, оповещали о начале наступления и т. д. Фигурки красноармейцев, играющих на медных духовых, есть и в исполненной тонкого юмора скульптурной сюите из семи фигур «Субботник» (выс. 9—13 СМ, 1969 Г., скульптор Валентина Трегубова (р. 1926), Коростенский фарфоровый завод). Такие оркестры нужны были не для услаждения слуха, — они создавали определённое настроение, звали присоединиться к общему делу, убеждая в том, что «песня строить и жить помогает». Цена за полный комплект «Субботника» в салоне достигает $300. Марширующие миниатюрные «Суворовцы» (серия включает трубача, геликониста и барабанщика, 1960 г., автор Владислав Щербина (р. 1926), ПЗХК) демонстрируют особенности исполнения военной музыки: по традиции, оркестр играл походные, революционные, боевые патриотические песни и марши в строю.
В подобных композициях инструменты даны весьма условно, поскольку скульпторов больше интересовала пластически выразительная форма инструментов, нежели их точное воспроизведение.
Одна из программных для советского фарфора скульптур «Василий Тёркин» создана по одноимённой поэме А. Т. Твардовского. Ещё до окончания работы над ней, в 1945 г- автор был удостоен Сталинской премии. Позже поэма издавалась огромными тиражами и была известна каждому со школьной скамьи. В собирательном образе весёлого гармониста, отважного и находчивого солдата народ—победитель в Великой Отечественной войне обрёл своего героя. Полюбившаяся скульптурка выпускалась в 1950-е гг. в разнообразных вариантах многими предприятиями в терракоте и фарфоре. Известна, например, работа Софьи Велиховой (1904—1994), выпущенная ЛФЗ (год модели 1949! ориентировочная сегодняшняя цена $350-500).
Нельзя обойти вниманием одну из самых популярных отечественных литературномузыкальных серий «Квартет» по мотивам знаменитой басни И. А. Крылова. Несколько отличающихся по форме и росписи вариантов «квартетов» было создано ведущим скульп-тором ЛФЗ Борисом (Исаем) Воробьёвым (1911—1989) и художником по фарфору Иваном Ризничем (1908—1989) с 1948 по 1952 гг. В каталоге советского фарфора И. и С. Насоновых8 есть информация обо всех пяти «квартетах», выпущенных на ЛФЗ. В наиболее раннем послевоенном варианте (год модели — 1948, тип росписи — 1949 г-) фигурки белого цвета расписаны золотом, все они с нотами. В 1950-е гг. были выпущены белый и серый «квартеты» (модель 1952 г., все персонажи уже без нот, кроме мартышки), а также наиболее редкий полихромный ансамбль (все персонажи с нотами). В 1949 г-смоделирован самый миниатюрный, так называемый малый квартет (выс. 3,5—8 см), выпускавшийся АФЗ и ЛЗФИ. Цена на него с клеймом составляет около $200. Стоит ли говорить о том, что среди коллекционеров собрать полностью весь квартет, а то и несколько его вариантов, считается большой удачей. Сейчас это вполне реально: цены на отдельные фигурки колеблются в пределах $80—200. Более редкими, чем «квартеты» АФЗ, являются версии Городницкого и Барановского заводов, отличающиеся формой и составом инструментов. В «квартете» Городницы (год модели — 1950, скульптор Алексей Цветков9) медведь (выс. 17 см) изображён с большим барабаном, обезьяна (выс. Ю см) — со скрипкой, козёл (выс. 19 см) — с контрабасом, осёл (выс. 18 см) с балалайкой. Вариант с авторской росписью (без марки) хранится в фондах МУНДИ, куда он поступил после выставки «Декада украинского искусства и литературы» (1954 г, Москва — Киев). Тиражная версия известна в двух расцветках: серо-коричневой и в росписи солями (зеленовато-голубого оттенка). Ещё реже встречается «квартет» Барановки (марка 1946—1950 гг.). Его сразу можно узнать по подножиям с синими вкраплениями, на которых размещены фигурки. В составе ансамбля обезьяна-дирижёр, бьющий в бубен осёл, козёл с медными тарелками, медведь с гармошкой. Иногда к украинскому квартету ошибочно относят отдельные фигурки медведя с гармонью в кафтане с поднятым воротником (выс. 23 см) и медведя с балалайкой в синих штанах (выс. 8,5 см, автор Т Крыжановская, оба — Городница, 1952—1954 гг.).
В фарфоре запечатлены и знаменитые музыканты современности. Так, популярный в СССР американский пианист Вэн Клайберн или, как чаще говорили, Ван Клиберн увековечен в фарфоровой статуэтке Л. Ивковской (Розенталь)
(выс. 18 см, 1960 г., КэЗХК). Имя Клайберна стало известно всему миру после сенсационной победы на I Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1958) в Москве. По возвращении на родину его встречали как национального героя. В Союзе он гастролировал 4 раза (с 1960 по 1972 гг.), в том числе и в Киеве. Получение американцем престижной награды в СССР в разгар «холодной войны» вызвало большой общественный резонанс. Не удивительно, что запоминающийся образ Клайберна, которого Д. Д. Шостакович и С. Т Рихтер называли гениально одарённым пианистом, вдохновил отечественных художников. Фигурка Ивковской интересна своим художественным решением. Классический фрак исполнителя и форма рояля обыграны так, что служат одновременно подставкой статуэтке. При сравнении несколько гротескной скульптуры с фотографией музыканта оказывается очевидным портретное сходство: остро схвачен силуэт, профиль, причёска, точно передана характерная поза за инструментом. Экземпляр скульптуры с авторской подписью в тесте: «ЛИ 60» хранится в фондах МУНДИ.
Появление яркой и стильной серии «Джаз» Ольги Рапай (Маркиш) (р. 1929) стало возможным лишь в контексте политической ситуации 1960-х гг. Дело в том, что с началом «холодной войны» в конце 1940-х джаз в СССР запрещался, подвергался жёсткой критике как проявление чуждой буржуазной культуры. С началом «оттепели» отношение властей к нему несколько смягчилось. На Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1958) пригласили биг-бэнд Мишеля Леграна (выступивший с джазовой программой), в 1962 г. в Ленинграде, Москве и Киеве прошли гастроли биг-бэнда Бенни Гудмена первого американского ансамбля, прорвавшего «железный занавес». Эти события сегодня связывают с началом «джазового движения» в СССР, возможностью легального создания джаз-клубов и первых биг-бэндов. Серия Рапай создана на КэЗХК именно в это время, в её состав входят: певица, барабанщик за установкой, контрабасист и сдвоенная фигурка саксофонистов. Группа выглядит невероятно динамично, она вполне могла бы сыграть нервозно-импульсивный би-боп в стиле Диззи Гиллеспи. В неполном составе серия экспонировалась на ретроспективной выставке киевского фарфора летом 2004 г. в МУНДИ. Решённые в характерных для скульптора лаконичных формах, обтекаемых объёмах, расписанные яркими цветами, эти фигурки являются примером дерзкой по духу эстетики минимализма 1960-х. Более сдержанными художественными средствами решён ансамбль из 8 исполнителей уже упоминавшегося нами автора И. Мозолевского10 (скульптурная группа называется «Джаз», выс. Ю см, роспись золотом, ПЗХК, 1968 г.). Мастера, по-видимому, очень интересовала музыкальная тема: он вновь обратился к ней в группе «Симфония» (пианист за роялем и скрипачка, выс. 7 и 8 см, 1968 г.).
В отличие от композиции О. Рапай, иной свингующий «стиль игры» 1920—1930-х гг. демонстрирует комбо Валерия Ллбула. Первый «белый» вариант его серии «Джаз»11 (выс. 18 см, роспись Наталии Албул), выпущенный на Полонском заводе в 1988 г., является редким и востребованным у коллекционеров. В начале 2000-х мэр Одессы для подарков ко Дню города заказал на ПЗХК повторный выпуск «Джаза» ограниченным тиражом по старым формам. В новом варианте росписи (румянец на щеках, цветные пиджаки) музыканты очень похожи на одесситов, поэтому у серии появилось местное альтернативное название «Еврейский оркестр».
Диапазон связанных с музыкой образов и направлений в фарфоровой пластике обширен, его невозможно объять в рамках одной статьи или даже исследования. Поэтому вне поля нашего зрения остались знаменитые малабарцы (бродячие музыканты) Ф. Э. Мейера (Мейсен); деревенские музыканты К. Химмелынтосса («Розенталь»), кошачий оркестр («Графенталь»), оркестр клоунов (Мейсен). Фарфоровые музыканты всегда популярны и охотно раскупаются не только как оригинальные жанровые статуэтки или сувениры для людей творческих профессий. Собранные вместе в тематическую коллекцию, они способны раскрыть перед любознательным собирателем всё разнообразие мира фарфора и музыки разных стран и эпох.
Список сокращений:
КэЗХК — Киевский экспериментальный завод художественной керамики.
ЛЗФИ Ленинградский завод фарфоровых изделий.
ЛФЗ — Ленинградский фарфоровый завод.
МУНДИ Музей украинского народного и декоративно-прикладного искусства.
НМИУ — Национальный музей истории Украины.
СХМ Сумской художественный музей.
ПЗХК — Полонский завод художественной керамики.
Примечания:
1 Воспроизведена в кн.. Mitchell Laurence. Meissen: Collector’s catalogue. — 2004. — С. 66.
2 Röntgen Robert E. The Book of Meissen. USA. Schiffer, second edition, 1996. 334 p.
3 http://www.ukhomeideas.co.uk/ideas/ other/ ornaments/the-tambourine-player-from-meissen
4 Adams Y Meissen Figures 1730—1775. USA. Schiffer, 2001. 208 p.
5 Воспроизведена в кн.. Попов В. А. Русский фарфор. Частные заводы. Л.. 1980. Ил. 137
6 Воспроизведена в кн.. Гарднер. XVI11 —XIX. Фарфоровая пластика. Из частной коллекции и музейных собраний Москвы. М.. 2002. Ил. 54.
7 Государственный фарфоровый завод в Петрограде (бывший Императорский фарфоровый завод, с 1925 года — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова).
8 Насонова И. С., Насонов С. М. Советский фарфор. М.. ЗАО «Locus Standi», 2007 C. 66.
9 Атрибуция МУНДИ.
10 Работал на Полонском заводе в 1968—1969 гг.
11 Атрибуция Л. Л. Романюк.
Елена Корусь, эксперт-исксствовед
Журнал "Антиквар" (№ 49)