В начале обзора хотелось бы кратко сформулировать общее ощущение, оставшееся от аукционов осени 2010 года. Русские книги потихоньку возвращаются на торги. Пока многие из тех аукционных домов, кто вошёл на рынок русских книг в конце подъёма, больно ожёгшись, остерегаются с ними связываться, остальные спокойно и успешно ими торгуют. Цены на многое практически достигли докризисного уровня.
Начало сезона
В середине сентября в США на аукционных торгах РВА Galleries с переменным успехом предлагалась подборка русских книг из частной библиотеки. Непроданными остались несколько лотов. Среди них первое издание популярного гимназического учебника по физике выдающегося учёного Эмилия Христиановича Ленца «Руководство к физике…» (СПб., 1839), которое оценили в
2-3 тыс. долларов. Лот был повторно выставлен на торги в начале декабря с тем же эстимейтом.
Другой неушедший экземпляр сентябрьского аукциона оригинальное издание «Убийства царской семьи» Н. Соколова ([Берлин], 1925). Его оценили в 2 тыс. 500-3 тыс. 500 долларов.
Семитомник в оригинальных переплётах «Отечественная война и русское общество 1812-1912 гг.» (М., 1912) нашёл своего покупателя за 4 тыс. 200 долл. против эстимейта в 7-10 тыс. долл. По такой же цене при таком же эстимейте было продано второе издание книга Н. Шиль-дера «Император Александр I. Его жизнь и царствование» (СПб., 1904) четыре тома, переплетённые в паровой переплётной Н.В. Гаевского.
В начале октября на торгах Bloomsbury auctions в Лондоне с молотка ушли подборки книг о путешествиях по Сибири, Монголии, Кавказу. Отметим здесь всего лишь несколько лотов.
За 512 фунтов стерлингов был продан редкий «Букварь татарского и арабского письма» Нията-Бакыя Атно-метева (СПб., 1802).
За 1 тыс. 952 фунта стерлингов ушёл конволют двух частей Евангелия «Евангелие от Матфея» и «Евангелие от Иоанна», напечатанных в Санкт-Петербурге в 1819 году на монгольском языке. Эстимейт лота составлял 200-300 фунтов стерлингов.
Здесь же за б тыс. 100 фунтов стерлингов нового владельца нашла книга Никиты Яковлевича Бичурина «Записки о Монголии» (СПб.. тип. К. Крайя, 1828). Два комплектных тома были переплетены вместе, на форзацах книги имелись библиотечные печати. Лот был оценён всего в 1 тыс.-1 тыс. 500 фунтов стерлингов.
И, наконец, за 17 тыс. 80 фунтов стерлингов самый дорогой лот аукциона ушло оригинальное издание «Собрания исторических сведений о монгольских народностях» Петра Семёновича Палласа, напечатанное в Санкт-Петербурге в 1786-1801 гг. (Pallas P.S. Sammlungen historischer Nachrichten ueber die Mongolischen Voelkerschaften). Эстимейт лота составлял всего 750 1 тыс. фунтов стерлингов.
Через неделю на торгах этого же аукционного дома не нашли своего покупателя несколько русских книг, среди которых было и издание «Сибирские летописи», подготовленное Л.Н. и В.В. Майковыми (СПб., 1907), первое довольно полное издание сибирских летописей. Лот был оценён в 400-500 фунтов стерлингов.
В начале октября в Лос-Анджелесе на торгах Bonham’s среди нескольких русских документов о награждении было продано также письмо императора Александра II, адресованное чрезвычайному посланнику во Франции князю Николаю Алексеевичу Орлову, написанное 31 мая в 1878 года в Царском Селе. Цена ухода пришлась на нижнюю планку эстимейта 854 доллара.
Тогда же на аукционе Pieter Kiefer был распродан по частям лот, ушедший на Christie’s в июне 2010 года и содержавший в себе четыре русских издания книг Льюиса Кэрролла (см. обзор в «Про книги» №15). Самой ценной в глазах покупателей книгой из четырёх оказалась «Алиса в стране чудес» в издании ЛД Френкеля (Пг., 1923). За экземпляр было заплачено 767 евро.
Здесь же закончились путешествия по торгам экземпляра книги «Великий путь. Виды Сибири и её железных дорог» с фотографиями Ивана Робертовича Томашкевича, изданной в Красноярске в 1899 году. Экземпляр первоначально выставлялся на этом же аукционе в апреле 2010 года с эстимейтом в 1 тыс. 800 евро, затем на Jeschke van Vliet с эстимейтом в 1 тыс. 600 евро. В конце концов он вернулся на Pieter Kiefer, где и нашёл своего нового владельца, заплатившего за него в общей сложности 1 тыс. 180 евро.
Второй за сезон экземпляр «Великого пути» был реализован в Оксфорде на торгах Bonham’s, предшествовавших «русским», в самом конце ноября. При эстимейте в 200-400 фунтов стерлингов он был продан за 2 тыс. 40 фунтов стерлингов.
Упомянем здесь, кстати, ещё один лот ноябрьских торгов Bonham’s альбом хромолитографий с акварелей Василия Васильевича Игнациуса «Русский флот» (СПб., 1892), изданный Великим князем Александром Михайловичем. Эстимейт лота составил 1 тыс. 500-2 тыс. фунтов стерлингов. Цена ухода 3 тыс. ЗбО фунтов стерлингов. Напомним, что на торгах Sotheby’s осенью 2008 года второе издание альбома без одной хромолитографии было реализовано за 5 тыс. 250 фунтов стерлингов.
Коллекция Луи Одуен-Дюбрейя
В середине октября в Париже комиссар-призёр Claude Aguttes представлял торги коллекции Луи Одуен-Дюбрейя (Louis Audouin-Dubreuil), возглавлявшего вместе с Жоржем-Мари Хаардтом (Georges-Marie Haardt) экспедиции Ситроена. Отдельным блоком здесь были выделены работы русского художника Александра Яковлева, в т.ч. несколько печатных изданий (подробнее об их тиражах см. обзор в «Про книги» № 11).
Экземпляр № 71 альбома «Рисунки и картины Африки» (Iacovleff A. Dessins et peintures d’Afrique. Paris, [1927]) из части тиража в двести пятьдесят экземпляров, не предназначавшихся к продаже, был реализован за 11 тыс. 476 евро при эстимейте в 3-4 тыс. евро. Отметим, что самым дорогим лотом этих торгов стал оригинальный рисунок А. Яковлева, автотипия с которого вошла в этот альбом.
Забегая вперёд, обратимся к русским книжным торгам Sotheby’s, прошедшим в конце ноября. Здесь был представлен другой экземпляр альбома, в результате ушедший к покупателю за 5 тыс. 625 фунтов стерлингов.
Отдельно отошлём всех коллекционеров ляпов, встречающихся в аукционных каталогах, к описанию этого лота у Sotheby’s: там есть чему удивиться.
Вернёмся же в Париж. Экземпляр № 116 альбома «Рисунки и картины Азии» (Iacovleff A. Dessins et peintures d’Asie. Paris, [1934]) из части тиража в двести нумерованных экземпляров, не предназначавшихся к продаже, нашёл здесь своего нового владельца за 10 тыс. 201 евро при эстимейте в 4 тыс. 800-5 тыс. 500 евро.
Экземпляр № 450 из части тиража пятьсот экземпляров на бумаге Madagascar, переплетённый в кожу, издания «Чёрный рейд» (Haardt G.M. Audouin-Dubreuil L. La Croisiere noire expédition Citroën en Centre-afrique. Paris,
1927) ушёл дорого: за 2 тыс. 485 евро при эстимейте в 600-800 евро. Обращаем внимание любезных читателей, что в этом большеформатном издании книги, напечатанном тиражом в две тысячи пятьсот экземпляров, гравюр по портретам А. Яковлева пять, а не четыре, карт четыре, а не две, и вдобавок в книге пятьдесят семь украшений работы Георгия Черкесова.
Ещё один альбом рисунков А. Яковлева «Китайский театр» (Le Théâtre chinois. Peintures, sanguines et croquis d’Alexandre Iacovleff. Paris, 1922) с оригинальным рисунком художника цветным карандашом на форзаце своего покупателя не нашёл. Эстимейт лота составлял Зтыс. 500-4 тыс. евро.
И, наконец, шесть писем А. Яковлева к Л. Одуен-Дюб-рейю и Ж.-М. Хаардту были реализованы за 2 тыс. 295 евро.
Arcana Collection
Ближе к концу октября в Лондоне на Christie’s распродавалась вторая часть собрания книг из «Arcana Collection». Официально имя владельца собрания объявлено аукционистами не было, однако ни для кого не является секретом, что это американский финансист Ладислаус фон Хоффманн (Ladislaus von Hoffmann), являющийся крупным коллекционером и входящий в правление Библиотеки Моргана в Нью-Йорке. В 1997 году он уже продавал через Christie’s иллюстрированные книги по ботанике.
Первая часть торгов проходила в начале июля 2010 года и включала в себя западные рукописные иллюминированные книги и инкунабулы. На второй части торгов (а летом следующего года обещана и третья, со старой тиражной графикой) было выставлено три православные книги. Одна из них старообрядческий лицевой «Толковый Апокалипсис» Андрея Кесарийского, датированный двадцатыми годами девятнадцатого века и украшенный семьюдесятью тремя миниатюрами, ушла за 49 тыс. 250 фунтов стерлингов против эстимейта в 20-30 тыс. фунтов стерлингов. Книга на двухсот двадцати четырёх листах написана полууставом и несёт на себе владельческую подпись Викула Елисеевича Морозова.
Детские книги
В середине ноября на голландских торгах Burgersdijk & Niermans за 550 евро (без учёта комиссионных) была реализована книга стихов Ю. Гралица «Детский интернационал» (М.-Л, 1926) с литографиями Г. Ечеистова. Под псевдонимом Юрий Гралица несколько детских книг написал Вячеслав Александрович Ковалевский, сперва поэт-символист, а затем советский писатель.
Традиционные книжные торги Christie’s в Южном Кенсингтоне выделялись в этом сезоне отличной подборкой детских книг первой половины XX века.
Из непроданных лотов отметим книгу Владимира Стерлигова «Огород» (М.-Л., 1931), которая была оценена в 400-600 фунтов стерлингов.
Части книг организаторы торгов не нашли места в отдельных лотах и они продавались подборками. Так, например, среди пяти представленных книжных работ Мстислава Добужинского не удостоился собственного лота «Свинопас» Г-Х. Андерсена. Отдельным лотом из всех книг, иллюстрированных Верой Ермолаевой, был выделен лишь «Иван Иванович Самовар» Даниила Хармса (Л., [1929]), оценённый в 1 тыс. 200-1 тыс. 800 фунтов стерлингов и проданный за 4 тыс. 375 фунтов стерлингов, остальные составили комплект из десяти (sic!) книг.
Предлагавшиеся первые издания книжных работ Владимира Лебедева были поделены почти пополам, книг было представлено двадцать две каждая из двенадцати в своём отдельном лоте и ещё десять — в одном лоте на всех.
Кстати говоря, среди книг Владимира Лебедева случайно (?) затесалась редкая книга с иллюстрациями Ивана Лебедева, одна из его первых работ: фаблио Жака де Безье «О трёх рыцарях и рубахе» в переводе Ильи Эренбурга (М., 1916). За экземпляр № 9 из части тиража в 25 экземпляров на японской бумаге, подписанных художником, просили всего 800-1 тыс. 200 фунтов стерлингов. Цена ухода составила 1 тыс. фунтов стерлингов.
Вернёмся к книгам Владимира Лебедева. Редкая и ценная литографированная «Охота» ([Л.], 1925) предлагалась всего за 600-900 фунтов стерлингов и ушла за 1 тыс. 375 фунтов стерлингов.
Первое и единственное цветное литографированное издание книги С. Маршака «Как рубанок сделал рубанок» (М., 1927) было продано за 875 фунтов стерлингов. В последующих изданиях книги рисунки художника воспроизводились чёрной автотипией.
Отметим, что хотя каталог и ссылается на базу данных АВРС (American Book Prices Current), которая не содержит записей о продаже этой книги за последние тридцать пять лет, всё же «Рубанок…» торговался совсем недавно, и автору обзора известны по крайней мере две продажи: весной 2008 года за 727 евро экземпляр был реализован на парижских торгах Artcurial. А в 2005 году на аукционе Gallerie Bassenge он продавался по ценам, конечно, несравнимым с современными.
Литографированные «Приключения Чуч-Ло» ([Пг., 1922]) предлагались с эстимейтом в 1 тыс. 200-1 тыс. 800 фунтов стерлингов и проданы были за 2 тыс. 750 фунтов стерлингов. Пометка в лоте «первое издание первой детской книги Лебедева» нуждается в расшифровке. Эта книга была первой полной работой художника над книгой, в которой даже текст принадлежал ему, однако этой книге предшествовали иллюстрации к арабской сказке «Лев и бык» (переработал С. Кондурушкин), напечатанной в 1918 году петроградским издательством «Огни». Она, кстати, была на аукционе, но, увы, отдельного лота не удостоилась. Как не имел своего лота очень редкий и потому малоизвестный альбом автолитографий «Верхом» ([М., 1928]) образец мастерства высокого класса, отражавший большую любовь художника к цирковому искусству.
Ожидаемо выше эстимейтов были оценены покупателями экземпляры детских книг с иллюстрациями К Петрова-Водкина, которые очень редко появляются на зарубежных аукционах. «Загадки» С. Маршака (Л.-М., 1925) были проданы за 8 тыс. 125 фунтов стерлингов. «Присказки» С. Федорченко (Л., 1924) за 3 тыс. 250 фунтов стерлингов. «Коза дереза» (Пг., [1924]) нашла своего нового владельца за 2 тыс. 250 фунтов стерлингов.
Среди других детских книг выделим прекрасный детский сборник «Ёлка» (Пг., [1918]), проданный за 1 тыс. 250 фунтов стерлингов. Подробнее об истории издания сборника см. аукционный обзор в «Про книги» № 8.
Первая, полностью оформленная Мстиславом Добу-жинским книга «Морщинка» Алексея Ремизова (СПб., 1907) была реализована за 4 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте в 1 тыс. 800-2 тыс. 500 фунтов стерлингов.
Ещё одна книга Даниила Хармса «Во-первых и во-вто-рых» с иллюстрациями Владимира Татлина (M.-JL, 1929) ушла за 7 тыс. 500 фунтов стерлингов при эстимейте в 3-5 тыс. фунтов стерлингов.
Книга стихов Владимира Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица», вышедшая в Тифлисе в 1928 году с иллюстрациями Кирилла Зданевича, была оценена в 2-3 тыс. фунтов стерлингов и продана за 5 тыс. 250 фунтов стерлингов.
Дорого ушло редкое издание «Аквилона» с иллюстрациями Юрия Черкесова, того самого Georges Tcherkessoff, который оформлял один из вариантов книги «Чёрный рейд…». «Праздник игрушек» (СПб., 1922) был продан за 4 тыс. 375 фунтов стерлингов при эстимейте в 600-900 фунтов стерлингов.
Набоковиана
На этих же торгах Christie’s продолжилась распродажа книг с автографами Владимира Набокова. Цены ухода на экземпляры показали стабильность по сравнению с предыдущими продажами в Лондоне и Нью-Йорке.
Интересен экземпляр первой библиографии книг Владимира Набокова, подписанный им сыну (Zimmer D.E. Vladimir Nabokov. Bibliographie des Gesamtwerks. Hamburg, 1963). На пустом листе Набоков надписал собственное стихотворение «Какое сделал я дурное дело», снабдив его эпиграфом со строками Бориса Пастернака «…Я заставивший целый мир плакать над красою родины моей…» из его стихотворения «Что же сделал я за пакость…». Аукционисты в описании говорят о двойном автографе, сделанном на «рождество» 1959 года и в 1963 году. Однако скорее речь идёт об одномоментном автографе 26 декабря 1963 года, подписанном в Монтрё, а первая дата 27 (а не 24) декабря 1959 года дата написания стиха, впервые опубликованного во втором номере «Воздушных путей» (Нью-Йорк, 1961).
Эстимейт лота составил 3-5 тыс. фунтов стерлингов. Книга была продана всего за 3 тыс. 750 фунтов стерлингов.
Экземпляр Веры Набоковой книги В. Набокова «Стихи и проблемы» (Poems and problems. New York and Toronto, 1970) с двумя бабочками, одна из которых Prosvetinia naskvoza (к сожалению, это не было отражено в каталоге) и посвящением «Верочке от V», подписанный 15 марта 1971 года в Монтрё. Согласно записи в книге это первый экземпляр в твёрдом переплёте, полученный автором. Экземпляр содержит ещё несколько пометок В. Набокова. Цена ухода благодаря всем вышеперечисленным фактам составила 9 тыс. 375 фунтов стерлингов, при эстимейте всего в 4-6 тыс. фунтов стерлингов и эстимей-те Tajan 2004 году в 80-100 тыс. евро.
Экземпляр первого издания «Пнина» (Pnin. Garden City, New York: Doubleday & Company, 1957) с бабочкой, адресованной Соне Слоним и автографом: «Соне от Володи», ушёл за 5 тыс. 250 фунтов стерлингов.
Ещё одна бабочка, Vladimirius Nabokovius, адресованная С. Слоним, красовалась на русском издании книги «Весна в Фиальте и другие рассказы» (Нью-Йорк, 1956), а две бабочки расположились вокруг марки издательства. Цена ухода экземпляра составила 4 тыс. 375 фунтов стерлингов, т. е. не достигла верхней планки эстимейта.
Последний подписанный экземпляр на торгах книга «Камера обскура» (В. Сирин. Камера обскура. Париж: Современные записки. Парабола, 1933) с автографом, адресованным Анне Фейгин: «Анюточке Пусику, милому и дорогому! От В XII13». Лот ушёл за 3 тыс. 250 фунтов стерлингов. Экземпляр этой же книги, принадлежавшей Вере Набоковой, был описан в обзоре «Про книги» № 10. Любопытно, что если экземпляр действительно был подписан Анне в 1933 году, то автограф этот датируется раньше, чем автограф Вере, который был поставлен 21 декабря.
Завершим «набоковиану» сообщением о том, что за неделю до вышеописанного на Christie’s в Лондон с не-удавшихся нью-йоркских торгов переехали карточки Владимира Набокова с текстом к роману «Лаура и её оригинал» (The Original of Laura). Цена ухода составила 78 тыс. 50 фунтов стерлингов, что было равно примерно трети первоначально ожидавшейся цены (см. обзор в «Про книги» № 13).
И другие книги!
В начале ноября на торгах Hauff und Auvermann было реализовано второе издание книги «Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные татарские земли и провинции …» (Der allerneueste Staat von Casan, Astracan, Georgien… Nuernberg, 1724). Книга вышла без указания автора. Автором некоторых из текстов, опубликованных в этой книге, был путешественник и натуралист Энгельберт Кемпфер (Engelbert Kaempfer), побывавший в России в 1683 году, будучи секретарём шведского посольства. Цена ухода лота составила 1 тыс. 860 евро.
Книга выставлялась аукционистами на торги ещё год назад с эстимейтом в 2 тыс. 500 евро, но тогда своего покупателя не нашла, несмотря на то, что на одной из гравюр, посвящённой Баку, можно найти изображения горящих нефтяных источников.
За 100 евро здесь же было реализовано третье, пересмотренное и дополненное издание «Спутника партизана» (М., 1942).
В конце ноября на торгах Pierre Berge & Associés была продана рукопись книги Жозефа Кесселя «Чай капитана Согуба» (Joseph Kessel. Le thé du capitaine Sogoub), которая вышла в Париже в издательстве Au Sans Pareil в 1926 году, иллюстрированная офортами Натальи Гончаровой. Аукционисты просили за четырнадцать с половиной страниц текста всего 800-1 тыс. евро аукционную цену хорошего экземпляра самой книги. Цена ухода составила 2 тыс. евро.
На этих же торгах были выставлены письма С. Прокофьева, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, императора Александра I и императрицы Екатерины II, но топ-лотом, вынесенным на обложку каталога, стало письмо императора Петра I, адресованное одному из основателей города Екатеринбурга генерал-майору Виллиму Ивановичу Ген-нину (Георг Вильгельм Геннинг). Согласно описанию аукционистов в письме император просит Геннина прибыть как можно скорее в Петербург, куда прибыла хорошая медь из Пыскора, и привезти с собой побольше графита для производства карандашей в столице. Письмо на двух страницах было написано в Петербурге 24 января 1724 года. Судя по отметке на письме, Геннин получил его незадолго до смерти императора, 16 января 1725 года. Письмо нашло своего покупателя за 15 тыс. евро (без учёта комиссионного вознаграждения) по нижней планке эстимейта.
Днём позже на торгах того же дома продавалось три библиофильских экземпляра из русских библиотек. Опишем здесь лишь два. Прежде всего прекрасная книга из библиотеки русского художника Георгия Нестеровича Га-мон-Гамана. Один из двух известных экземпляров «Работ Жюста Ореля Мейсонье…» (Oeuvre de Juste Aurèle Meissonnier… Paris, [vers 1748]) в марокеновом переплёте эпохи очень редкое издание, одно из лучших, иллюстрирующих стиль эпохи Людовика XV. Книга вышла на излёте популярности рококо, и облачать её в переплёт отпала необходимость, книга тогда слишком быстро потеряла актуальность.
Более чем через десять лет после смерти художника экземпляр попал на торги Ader Picard Tajan библиотеки коллекционера сэра Роберта Абди (Robert Abdy) в Париже, а в 90-х экспонировался в Клубе Гролье на выставке «Patterns of Style. Designs for Ornament & the Decorative Arts 1675-1850». Эстимейт экземпляра составил 40-60 тыс. евро. Покупатель заплатил за него 34 тыс. 500 евро без учёта комиссии.
Другая книга торгов комплектный многотомник гравюр Жана-Франсуа де Неффоржа «Элементарный сборник по архитектуре» (Neufforge J.-F. De Recueil Elémentaire dArchitecture… Paris, 1757-68,1772-80). Издание содержит более девятисот гравюр. Экземпляр происходил из библиотеки коллекционера графа Николая Александровича Кушелёва-Безбородко, все тома содержат экслибрисы его библиотеки. Впоследствии библиотека, включая «Элементарный сборник…», перешла к Александру Александровичу Половцову и была продана в Париже с торгов в 1910 году. В 1972 году продажа экземпляра состоялась опять в Париже на торгах Drouot библиотеки работавшего во Франции кубинского художника Эмилио Терри (Emilio Terry, н.и. Jose Emilio Terry у Dorticos). Эстимейт лота на торгах 2010 года составил 10-12 тыс. евро. Цена ухода 16 тыс. 500 евро без учёта комиссионных.
В начале ноября на аукционе вовсе не книжном, а предметов старины и милитарии, который проводили Bailly-Pommery & Voutier Associes, к продаже предлагалось очень редкое издание русского зарубежья «Мирное и боевое прошлое Л. Гв. Конно-Гренадерского полка», составленное Константином Николаевичем Скуратовым (Париж, 1938, 1940, 1946). Всего к изданию предполагалось шесть томов, но напечатаны были лишь пять. На аукцион выставлялись первые четыре тома, охватывающие период 1825-1904 годов. Пятый выпуск вышел уже после смерти Скуратова в Нью-Йорке в 1951 году. Тираж издания сто экземпляров. Цена ухода лота 1 тыс. 200 евро без учёта комиссии.
«Русские торги»
В начале ноября на «русских торгах» Sotheby’s в Нью-Йорке по нижней планке эстимейта ушла литографическая серия Эль Лисицкого «Пластическое оформление электромеханического спектакля “Победа над Солнцем”», напечатанная в Ганновере в 1923 году (Lissitzky El. Figurinen. Die plastische Gestaltung der elektro-mechanis-chen Schau «Sieg ueber die Sonne»… Hannover, 1923). Тираж литографий составлял семьдесят копий. К продаже предлагался экземпляр № 5. Предыдущая его продажа состоялась на торгах лондонского отделения того же аукционного дома в 2007 году, о чём вежливо сообщает каталог. Тогда на осенних «русских торгах» за экземпляр было заплачено 216 тыс. 500 фунтов. На «русских торгах» Sotheby’s 2008 году экземпляр литографий (№ 75) был реализован за 121 тыс. 250 фунтов стерлингов. Теперь же покупателю литографии достались уже за 158 тыс. 500 долларов. Падение цены на издание пока так и не остановилось.
На «русских торгах» Bonham’s в первый день зимы предлагался вариант обложки Николая Ушина книги Джека Лондона «На дне Лондона», вышедшей в Ленинграде в издательстве «Книжные новинки» в 1926 году. Рисунок был продан за 720 фунтов стерлингов.
В конце ноября во французском Бресте комиссары-призёры Thierry-Lannon провели очень любопытный аукцион, на котором торговались книги из коллекции Марселя Бекю (Marcel Bekus). Бекю родился в Варшаве, на территории Российской империи, участвовал в революции 1905 года, был сослан в Сибирь, в 1919 году переехал во Францию, участвовал в гражданской войне в Испании. Уже в юности он начал собирать книги. Его коллекция состояла из научных книг, книг по истории Французской революции и, главное, множества книг, посвящённых российским революциям и российской политике. В эту последнюю часть вошли книги из библиотеки Центрального комитета РСДРП в Женеве.
Впервые предметы из коллекции г-на Бекю были представлены на торги в 1985 году. Здесь часть документов была куплена для одного из архивов Франции, где был открыт его именной фонд. В 2005 году некоторые книги, в основном франкоязычные, продавались в Париже. Ту часть библиотеки, которая была выставлена на торгах в 2010 году, можно сравнить с собраниями меньшевика Бориса Суварина и бундовца Льва Борисовича Бернштейна. Их библиотеки стали известны широкой публике благодаря каталогу с предисловием Антона Геритса (Anton Gerits), опубликованному фирмой Dekker&Nordemann в 1980 году в Амстердаме. Сейчас книги из собраний Суварина и Бернштейна находятся в Японии в библиотеках Университета Хитоцубаси и Университета Хоккайдо.
На торги в Бресте выставлялось множество изданий российской социал-демократической партии, вышедших в т. ч. в Женеве, книги народовольцев и анархистов, редкие издания Л. Троцкого, эмигрантская дореволюционная периодика, всего около тысячи-полторы изданий.
Упомянем здесь книгу В. Ленина «Заявление и документы о разрыве центральных учреждений с партией» (Женева, 1905), подписанную латиницей автором (Н. Ленин), ушедшую за 630 евро без учёта комиссионных, и его же знаменитое «Шаг вперёд, два шага назад» (Женева, 1906), проданное за 300 евро без учёта комиссионных.
Ещё одна книга этих торгов сборник, составленный 3. Лилиной, «Ленин и юные ленинцы», проиллюстрированный Борисом Кустодиевым (Л.-М., 1925). Злата Лилина была женой Г.Е. Зиновьева и крупным партийным деятелем. Из-под её пера вышла не одна книга для детей «об Ильиче». Однако после исключения её из партии и особенно после репрессий 30-х годов XX века (сама она умерла в 1929 году) её книги стали изыматься из библиотек. Цена ухода лота составила 250 евро без учёта комиссионных.
В конце ноября свои первые «русские торги» провёл в Париже аукционный дом Rossini. Эксперт аукциона ранее подготовил несколько аналогичных торгов с домом Lombrail-Teucquam.
Книжная часть аукциона была небогатой, основной интерес представлял раздел автографов. Здесь предлагалось письмо императора Александра I к фрейлине Гортензии Богарне Луизе Кошле (Louise Cochelet), которая, судя по тексту, весьма ему приглянулась. Письмо на французском языке в конверте датировано 27 мая 1814 года, следовательно, оно должно было быть написано в Лондоне. Эстимейт лота составил 4-5 тыс. евро, что немало для российского императорского автографа XIX века, продаваемого за пределами России. Так или иначе, но покупателей на автограф не нашлось.
На торгах, кроме того, продавались письма и телеграммы из переписки императора Александра II и княжны Екатерины Долгорукой. Шесть писем императора Александра II, среди которых даже было одно совершенно «новое» (для автора обзора), и пять «новых» писем княжны Екатерины Долгорукой были представлены здесь с эсти-мейтом в 2-3 тыс. 500 евро. До того пять писем императора проходили в 2007 году также на торгах Aide с эстимей-том в 4-6 тыс. евро (см. обзор в «Про книги» № 1). Продажи писем получились на редкость стабильными. Письма императора уходили по цене 2 тыс. 500-3 тыс. 500 евро, письма княжны 1 тыс. 500-2 тыс. 200 евро (и то и другое без учёта комиссионных).
Из необычностей, которые нельзя не отметить и которые были упомянуты во вступительной статье каталога, именная бумага императора Николая I, которую использовал его сын Александр II спустя более десяти лет после смерти отца. Впрочем, лот с записками на такой бумаге не ушёл даже при эстимейте в 500-600 евро.
Заканчивая в этом обзоре тему переписки, упомянем другие парижские торги Brissonneau, на которых в середине ноября выставлялись ещё семь писем из переписки императора и княжны. Все три письма императора в 2009 году уже были проданы по 2 тыс. 800-5 тыс. евро, все четыре письма княжны тогда же и на тех же торгах по 1 тыс. 800-4 тыс. 700 евро.
Эстимейты писем на этот раз были в 2 тыс. 500-3 тыс. евро для писем императора и 1 тыс. 600-2 тыс. евро — для писем княжны. Любопытно, что два из писем княжны хронологически шли точно за письмами, предлагавшимися на Rossini, и что письма на Brissonneau никому не понадобились.
На очередных «русских торгах» Olivier Coutau-Begarie среди печатных изданий и документов можно было найти любопытный альбом барона Николая фон Штемпеля. Восемнадцать листов альбома почти сто лет заполняли своими памятными записями с росписями многие влиятельные люди, среди которых были и члены Российского императорского дома: дети императора Николая I и императрица Мария Фёдоровна. Цена ухода лота составила всего 600 евро (без учёта комиссионных) по нижней планке эстимейта.
Прошедшей осенью «русские торги» McDougall’s предлагали коллекционерам книги, посвящённые творчеству Леона Бакста (покупателей, очевидно, искали не там, поэтому книги не ушли, за единственным исключением), и значительное число лотов с вариантами иллюстраций и обложек книг таких художников, как Д. Митрохин, Н. Тырса, Г. Эфрос, В. Лебедев, Н. Купреянов, К. Рудаков, В. Курдов, В. Гринберг, В. Бехтеев, В. Шухаев, Г. Фитингоф, и многих других. Здесь результаты в основном имели вполне определённые особенности: либо рисунки оказались не нужны никому, либо их торговали гораздо выше эстимейтов. Последних было явное меньшинство, рисунки уходили очень плохо.
Среди самых ярких лотов отметим рисунок Ивана Яковлевича Билибина к книге «Contes de l’Isba» ([Paris], 1931), который был оценён экспертами в 15-20 тыс. фунтов стерлингов и ушёл за 15 тыс. 525 фунтов стерлингов.
Рисунок Кузьмы Петрова-Водкина к его повести «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землёй и на земле» (СПб., 1914) предлагался также за 15-20 тыс. фунтов стерлингов, но уже безуспешно.
Из необычных лотов выделим рисунок Усто Мумина к первому русскоязычному изданию книги Мортеза Мош-тега Каземи «Страшный Тегеран» (М.-Ташкент, 1934-1935). Усто Мумин принятое имя Александра Васильевича Николаева, учившегося у К. Малевича и стажировавшегося у В. Лебедева в «Детгизе». Николаев оказался в 1920 году в Узбекистане, решил остаться там жить и принял мусульманство. Эстимейт лота был высок 5-7 тыс. фунтов стерлингов. Лот продан не был.
Здесь же предлагался экземпляр альбома «Александра Экстер. Театральные декорации» (Alexandra Exter. Maquettes de Theatre. Paris: Editions des Quatre chemins, 1930), пошуары из которого, сделанные по рисункам художницы, недавно можно было увидеть на выставке А. Экстер в Москве. Альбом состоит из пятнадцати пошу-аров и рукописного текста А. Таирова, исполненного каллиграфически Гвидо Колуччи (Guido Colucci), другом А. Экстер, с которым она вместе работала над книгами А. Жида «Трактат о нарциссе» (Gide A. Le traite du Narcisse. Paris, 1933) и Ф. Вийона «Молоко» (Villon F. Le Lait. Paris, 1942).
Издание «Театральных декораций» было приурочено к выставке работ художницы «Alexandra Exter: théâtre (maquettes, décors, costumes)», проходившей в «Galerie Aux Quatre Chemins». Эстимейт лота был определён в 20-30 тыс. фунтов стерлингов, он фактически перекрывал сумму, в которую эксперты Christie’s в конце 2008 года оценили макет этой книги (эстимейт составлял 28-35 тыс. фунтов стерлингов, цена ухода 39 тыс. 650 фунтов стерлингов). В результате лот ушёл по нижней границе за 24 тыс. 188 фунтов стерлингов.Обратим внимание на то, что на торгах Christie’s осенью 2009 года только за пошуары было заплачено 18 тыс. 750 фунтов стерлингов. Князь Н. Лобанов-Ростовский, подаривший один комплект пошуаров Национальному художественному музею Украины, оценил их в 15 тыс. долл. в 1991 году и второй, неполный, набор листов Музею личных коллекций в Москве в 1993 году в 22 тыс. долл. (см. Никита Д. Лобанов-Ростовский Эпоха. Судьба. Коллекция. М., 2010, с. 516, 518).
Обычно указывается, что общий тираж альбома сто шестьдесят экземпляров. Предлагавшийся McDougall’s экземпляр № XIV согласно каталогу происходит из части тиража в двадцать экземпляров, сопровождавшихся текстом А. Таирова, из общего тиража в сто семьдесят экземпляров. Информация, напечатанная на экземпляре № IV, находящемся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, сообщает, что экземпляров с текстом А. Таирова существует только десять и нумерованы они от I до X.
«Русские торги» Christie’s порадовали книголюбов лотом с «Альбомом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года» (СПб., 1903), содержащим двадцать одну гелиогравюру. Эстимейт лота составил 7-9 тыс. фунтов стерлингов. Книга нашла своего нового владельца за 22 тыс. 500 фунтов стерлингов.
«Русские торги» Sotheby’s в своей ювелирной части предлагали альбом Ферсмана «Алмазный фонд СССР» (Russia’s Treasure of Diamonds and Precious Stones. Moscow, 1925-1926). Отличный альбом, описание которого сопроводили из лучших, вероятно, побуждений ссылкой на небольшую статью, размещённую на специализированном сайте, посвящённом изделиям Фаберже. Однако приведённые там высокие цены ухода данного издания (в т. ч. экземпляра, описанного в обзоре «Про книги» № 2), хронологически заканчивались американскими октябрьскими торгами Heritage auctions, на которых англоязычный экземпляр издания, происходивший из библиотеки техасского ювелира, ушёл «всего» за 15 тыс. 535 долларов. По сравнению с этой ценой эстимейт Sotheby’s в 25-35 тыс. фунтов стерлингов мог показаться кому-то раздутым. Лот покупателя не нашёл.
В статье, кстати, была приведена любопытная информация о тираже издания триста пятьдесят экземпляров, при том, что существует и иное мнение: по двести экземпляров на каждом из трёх, а не четырёх (как указано у Н. Данилевич в статье «Сокровища императорской России на антикварном рынке» в журнале «Русское искусство» №3, 2006 г.) языков (немецкого издания не находится в библиотеках, вероятно, именно потому, что его и не было). Третье мнение о тираже можно найти в Каталоге аукциона № 54 компании «Монеты и медали» (лот 182) для русского издания тираж составлял триста экземпляров.
На книжных торгах Sotheby’s, в которые был включён и раздел с русскими книгами, продавали необычный экземпляр книги А. Ренье «Необычайные любовники» (М., «Польза» В. Антик и К0, 1913), облачённый в переплёт работы Михаила Тарханова, созданный в 30-е годы XX века. Эстимейт лота составил 1 тыс. 500-2 тыс. фунтов стерлингов. Необычный, по-видимому, до такой степени, что покупателя на лот не нашлось.
Несмотря на то, что русские книги на торгах были выделены в отдельный блок, книжечка М. Зичи располагалась в каталоге в книгах «континентальных». Лот включал в себя собственно книжечку, датированную 1882 годом, с рукописным текстом на русском и французском языках [художник использовал для работы французский перевод поэмы], а также зарисовки сцен и костюмов. Эстимейт лота составил 8-12 тыс. фунтов стерлингов. Лот был реализован за 10 тыс. фунтов стерлингов.
Напомним, что «Витязь в тигровой шкуре» с рисунками М. Зичи впервые увидел свет на грузинском языке в Тифлисе в 1888 году. Русскоязычное издание с этими иллюстрациями появилось лишь в 1933 году в Париже в переводе Константина Бальмонта (Ш. Руставели Носящий барсову шкуру. Париж, 1933).
Редкий на зарубежных аукционах «Демон» М. Лермонтова (Берлин: Ferdinand Scheider, 1857) не зря был осторожно оценён на описываемых торгах в 1 тыс. 500-2 тыс. фунтов стерлингов, и это, несмотря на то, что на русских книжных торгах Christie’s осенью 2006 года первое посмертное издание стихотворений поэта из коллекции П. Фекулы при похожем эстимейте ушло за 3 тыс. 600 фунтов стерлингов. «Демон» достался покупателю всего лишь за 2 тыс. 750 фунтов стерлингов.
Три книги Марины Цветаевой, заключённые в один лот, были оценены в 1 тыс. 500-2 тыс. фунтов стерлингов. Второе издание «Царь-девицы» (Пб., Берлин, 1922) в оригинальной обложке Л. Чириковой, первое издание «Разлуки» (М., Берлин, 1922) и первое издание «Психеи» (Берлин, 1923) ушли всего за 2 тыс. 125 фунтов стерлингов.
Достойный эстимейт был предложен на книгу Варе-ниуса «Географиа генералная» ([М.], 1718) — 10-15 тыс. фунтов стерлингов. Цена ухода составила 17 тыс. 500 фунтов стерлингов. Аукционисты отсылают коллекционеров к двум экземплярам книги, в 1975 году появлявшимся на торгах библиотеки Дягилева-Лифаря, один из них был куплен тогда за 350 фр. франков, другой, подороже за 400 фр. франков бароном Э.А. фон Фальц-Фейном.
Серия из тридцати восьми раскрашенных литографий, изданных под общим названием «Souvenirs de Saint-Petersbourg» Александром Плюшаром в 1825 году, предлагалась на Sotheby’s с эстимейтом в 15-20 тыс. фунтов стерлингов и была реализована за 18 тыс. 750 фунтов стерлингов.
Журнал "Про Книги"