11 марта 843 г. в храме Святой Софии в Константинополе было провозглашено восстановление иконопочитания. Это событие вошло в церковную историю как день Торжества Православия. С тех пор ежегодно в первое воскресенье Великого поста (как это было и в IX в.) Церковь празднует победу над ересью иконоборчества.
Один из самых выдающихся богословов XX в. протопресвитер Александр Шмеман в книге «Исторический путь Православия» отмечает: «О причинах иконоборчества много спорили в науке. Одни видели в нем влияние мусульманского Востока с его запретом человеческих изображений, попытку некоего психологического компромисса с исламом, другие — первое восстание против Церкви идей секулярной культуры, вдохновленной императорами, борьбу за освобождение искусства от всякой удушающей его «сакральнос-ти», третьи, наконец, — новый взрыв все того же эллинского «спиритуализма», для которого ико-нопочитание было проявлением чувственного, материального в религии».
Иконоборчество отрицало основной догмат христианства — о Боговоплощении. Да, Бога не видел никто и никогда, пока Христос — Богочеловек — не явил Себя людям. «Если сам факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, то и, наоборот, — реальность воплощения подтверждается и доказывается иконой… Поэтому отрицание иконы в глазах Церкви было равносильно отрицанию Боговопло-щения, отрицанию всего дела нашего спасения», — писал профессор Л. А. Успенский в труде «Богословие иконы Православной Церкви».
Борьба Церкви с иконоборческой ересью в эпоху императоров Исаврийской династии, затянувшаяся почти на полтора столетия, когда уничтожались сами старинные иконы и подвергались гонениям их создатели и почитатели, завершилась провозглашением догмата об иконопочитании Седьмым Вселенским Собором в Никее в 787 г. при императрице Ирине и патриархе Тарасии. Богословская подготовка догмата тесно связана с именем монаха и мыслителя прп. Иоанна Дама-скина. Свою защиту икон он выводил непосредственно из Богочеловечества Христа: «Не веществу поклоняюсь, но Творцу вещества, ставшему вещественным мене ради и через вещество соделав-шему мое спасение».
Однако через 25 лет после Никейского собора император Лев V Армянин вновь поднял волну иконоборчества, длившуюся 30 лет, вплоть до царствования императрицы Феодоры. Окончательно осудили иконоборчество церковные соборы 861, 867 и 869 гг.
5 марта празднование Козельщанской иконе Божией Матери, которая и поныне хранится в Рождество-Богородичном женском монастыре в пгт Козельщина Полтавской области. В XIX в. она была связана с родом Капнистов и являлась их семейной святыней. По преданию, «икона эта, написанная в итальянском стиле конца XV или начала XVI вв., принадлежала супруге запорожского войскового писаря Сиромахи, который, подписав вместе с гетманом Полуботком акт окончательного присоединения Малороссии к Русской Державе, был награжден землей и, по желанию императрицы Екатерины II, женился на одной из ее фрейлин, происходившей из итальянского рода». Старинная икона прославилась многочисленными чудесами не только в доме графа Капниста, но и в Москве, куда была привезена его женой и чудесно исцеленной дочерью Марией. В 1881 г. Козельщанская икона устанавливается для поклонения в одном из московских храмов, а затем, по возвращении семьи домой, находится во временной часовне, специально для нее устроенной в графском саду. 21 чудо, произошедшее от иконы в 1881 — 1882 гг., изучает особая следственная комиссия собранная из духовных и гражданских лиц. Вскоре святыню перенесли в новопостроенный храм, при котором была учреждена женская община, преобразованная в 1891 г. в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Перед закрытием монастыря в 1929 г. на лике Божией Матери, образ Которой находился над воротами обители, стали проступать кровавые слезы. Власти попытались принудить тогдашнюю игумению Олимпиаду подписать бумагу, где это знамение объяснялось бы коррозией красок. За отказ она была зверски замучена в полтавской тюрьме. Только в 1993 г. обители был возвращен статус монастыря, и произошло повторное обретение утраченной святыни — Козельщанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ имел небольшие размеры (35,2×26,4). Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Богоматери, с крестом в правой руке. Справа на столе — чаша со лжицей, символизирующие таинство Евхаристии и радость миру, принесенную Богородицей: «Радуйся чаше, черплющая радость».
Явление «Державной» иконы Божией Матери (иконографический тип — Панахранта, с греч. Всемилостивая) произошло 2/15 марта 1917 г., в день отречения Николая II от престола. Некая крестьянка во сне услышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Настоятель Вознесенского храма по просьбе женщины занялся поисками образа. В церковном подвале и нашли большую темную икону. Когда изображение омыли, перед людьми предстала Царица Небесная, восседающая на престоле. Облаченная в ярко-красную порфиру, с венцом на главе, в одной руке Она держит скипетр, другой касается Богомладенца. Спаситель в белом одеянии правой рукой благословляет державу, левой держит свиток. Фон иконы — небо, покрытое темной грозовой тучей. В верхней части тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая в темно-синем бездонном небе благословляющую фигуру Бога Отца Так Царица Небесная через чудесно явленную икону открыла, что с упразднением монархического правления в России Она Сама вместе с символами царской власти приняла в Свои руки попечение о «Богом хранимой стране нашей и верою живущих в ней».
Икона Божией Матери «Споручница Грешных» (празднование 20 марта) прославилась чудотворениями в городе Корец (ныне Ровенской области) в 1622 г., в Орловской губернии — в 1843-м, в Москве — в 1848-м. На многих списках Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами. В Корецком ставро-пигиальном Патриаршем Свято-Троицком монастыре находится список со знаменитого Одринского чудотворного образа «Споручница грешных», исполненный в стиле раннего барокко маслом на больших сочлененных досках и восходящий к иконографическому типу «Умиление»: Младенец Христос соприкасается ликом с Богородицей, Его правая рука покоится на правой руке Матери, а левую Он простирает к Ее левой руке, вручая таким образом всесильному предстательству Богородицы каждого кающегося грешника.
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная (празднование 21 марта) восходит к иконографическому типу Оранты. Богородица изображена фронтально с воздетыми в молитвенном жесте руками, перед Ней в медальоне помещен образ Христа-Эммануила. Такая иконография наиболее полно и лаконично раскрывает смысл догмата о Боговоплощении. Особенностью Курско-Коренной иконы является изображение на широких полях вокруг средника со «Знамением» фигур ветхозаветных пророков со свитками, окончательно сложившееся в XVII в. В верхней части иконы помещена фигура Бога Отца, благословляющего двумя руками — неканоничная деталь, получившая широкое распространение в сакральном искусстве с XVII в.
27 марта — празднование Феодоровской иконе Божией Матери. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», составленному не позднее XVII в., святыня была перенесена в 1239 г. из разоренного татарами Городца на Волге в Кострому великим князем Ярославом Всеволодовичем, носившем в крещении имя Феодора — в честь вмч. Феодора Страти-лата (отсюда и название). После смерти князя в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию. При нашествии татар Феодоровский образ ослепил своим сиянием вражеское войско и тем самым даровал победу князю Василию в битве на Святом озере. С XVII в. история иконы тесно связана с династией Романовых. С тех пор как в 1613 г. ею был благословлен на царство боярин Михаил Федорович Романов, она стала семейной святыней. Великие княжны, впоследствии российские императрицы, имевшие нерусское происхождение (как, например, супруги Павла I, Николая I, Александра III и Николая II), принимали православие перед иконой Богородицы Феодоровской. Именно поэтому все они получили отчества «Федоровна». В XVII в. было установлено повсеместное празднование иконе и сделаны многочисленные списки с нее. (Один из них находится в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры.) По иконографиии образ близок к Владимирской иконе, но особенностью Феодоровской является обнаженная левая ножка Младенца Христа. Некоторые исследователи допускают, что эта деталь была и на шедевре византийского искусства до его поновления в XV в.
В память о 40-ка Севастийских мучениках (22 марта) создано множество замечательных памятников христианского искусства византийского периода, исполненных не только в живописи, но и в рельефе. Особого внимания заслуживает складень-триптих X или XI вв. Иконы, в основном греческого письма, повествуют о страданиях римских воинов, коих за исповедание христианства обрекли на ночь стояния в ледяном Севастийском озере. На берегу растопили баню, в которую можно было войти, стоило лишь отречься от Христа. Когда силы стали покидать страдальцев, один из воинов не выдержал и побежал к бане. Тогда же кто-то из стражников увидел, как Ангелы с неба спускают 40 венцов. И он вошел в ледяное озеро, чтобы, восполнив число, умереть за Христа и тоже принять от Него венец, оказавшийся прекрасней всех земных радостей. Своего рода, личный вход во вселенское (то бишь кафолическое) Торжество Православия.
Журнал "Антиквар"