Фарфор. Мировые тренды. Российская империя — СССР

В этом сегменте рынка коллекционного фарфора доминируют изделия петербургского Императорского фарфорового завода (в советское время Государственный фарфоровый завод, Ленинградский фарфоровый завод). Нетрудно догадаться, что топ-лотами и здесь являются вещи, связанные с монархами, — монументальные ампирные вазы, изготавливавшиеся по заказам царской семьи и нередко использовавшиеся как подарки королевским дворам Европы. Стоимость таких ваз от $1,5 млн. за пару. К примеру, год назад две вазы, подаренные Николаем I то ли дочери Ольге, то ли её свёкру, королю Вильгельму Вюртембергскому, были проданы за £ 1,9 млн. Высоко котируется на рынке и сервизная продукция ИФЗ. Тарелка из знаменитого «Орловского сервиза» (1763-1770) была продана за $ 124 тыс. (Christie’s, Лондон, октябрь 2009), супница (1816) из сервиза, полученного в приданое дочерью Павла I Екатериной — за $238 тыс. (Christie’s, Лондон, июнь 2011), набор тарелок из «Гурьевского сервиза» (период Александра II) — за $38 тыс. (Christie’s, Нью-Йорк, апрель 2007). В большом разнообразии на аукционах представлены фарфоровые пасхальные яйца ИФЗ (от 2 до 20 тыс. долл.).

В последние докризисные годы «подросли» цены и на петербургский фарфор советского периода. (Кстати, в 2004 г. нынешние владельцы ИФЗ — мощная финансовая группа «Уралсиб» профинансировали большую выставку советского авангардного фарфора 1920-х гг. в Лондоне.) В 2005 г. тарелка с композицией Малевича была продана за $ 195 тыс., в 2006-м тарелка с неопримитивистским гармонистом (по эскизу А. Щекотихиной-Потоцкой) за $98 тыс. (Christie’s, Лондон). Ещё год спустя часы в фарфоровом корпусе по модели Наталии Данько ушли за $ 150 тыс. (Sotheby’s, Лондон).

Кроме ИФЗ, на международном рынке представлены ещё несколько российских мануфактур. Это заводы Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Кузнецова.

Среди топ-продаж завода Гарднера предметы из сервизов с изображением российских орденских знаков и лент (1780-е гг.) по цене от $30 тыс. до $150 тыс. и фигурки народных типов (от $2 тыс. до $20 тыс.). Популярны также декоративные тарелки «Русские сказки» по рисункам И. Билибина (завод бр. Корниловых, до $23 тыс. за набор), пластика
завода Попова (до $ 25 тыс.). В последние годы на ведущих аукционах стали часто появляться изделия заводов, работавших на территории современной Украины. Хорошо продаются фривольные женские фигурки завода Миклашевского «Женщина, читающая книгу» (£ 7800, Bonhams, июнь 2006), «Одалиска» (£11,2 тыс., Sotheby’s, декабрь 2010). На осенний 2010 г. аукцион Christie’s была отобрана ампирная чашка с блюдцем Барановского завода ($ 5,8 тыс.). Кстати, в начале 2000-х за такую сумму на Sotheby’s можно было приобрести барановскую ампирную вазу.

Игроки. Тренды

Бесспорными лидерами на рынке антикварного фарфора являются дома Christie’s и Sotheby’s. Большинство значительных коллекций фарфора и предметов топ-сегмента продаются здесь. Несколько десятков фарфоровых лотов всегда присутствуют на их ин-терьерных торгах в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Кроме того, обе компании несколько раз в году проводят аукционы китайского фарфора (в Лондоне и Гонконге). Немного отстаёт от них дом Bonhams, также охватывающий все основные центры фарфорового производства и привлекающий предметы музейного уровня. В июле этого года Bonhams провёл успешный аукцион коллекции фарфоровых табакерок XVIII в. (всего 8о предметов). Топ-лот этих торгов — табакерка курфюрста Саксонии Августа III с видом Дрездена на внутренней стороне крышки была продана за £86о тыс. (эстимейт £100-150 тыс.). Общая выручка £1,7 млн. Европейский и восточный фарфор также неплохо представлен в средних и малых аукционных фирмах Франции, Британии и США.
Иногда там появляются и вещи очень высокого уровня, но основная масса предметов — от $500 до $4500. У дилеров и аукционистов Австрии и Германии (Dorotheum, Dr. Fischer, Elfriede Langeloh) — богатый выбор изделий немецких, австрийских, богемских (чешских) и венгерских мануфактур. На французских аукционах (Tajan, Aguttes, Kohn, Catherine Chausson и др.), помимо Севра, более полно представлены мануфактуры Меннеси, Сен-Клу, Шантильи, Лиможа.

Что касается перспектив, то, по мнению экспертов, в ближайшие годы китайские коллекционеры, сейчас сосредоточенные на императорском фарфоре, исчерпают запас первоклассных вещей и неминуемо обратятся сначала к экспортному фарфору, а затем и к европейской «китайщине». Так что рост цен на европейский фарфор XVIII в. (этот сегмент пока ещё не вернулся на уровень докризисных лет) неизбежен.

Не исключено, что по похожему сценарию будет развиваться и рынок российского и советского фарфора здесь топ-коллеционеры, охотящиеся за изделиями ИФЗ, обратят внимание на продукцию частных российских мануфактур. 


Журнал "Антиквар"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.