Икона Николай Чудотворец

Святой Николай — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. Считается скорым помощником всех нуждающихся в беде. В народных легендах и духовных стихах, отчасти сложившихся под влиянием канонического жития святого, Николай — покровитель моряков и рыбаков (спасает корабль во время бури; у рыбаков есть обычай — первый улов жертвовать св. Николаю), защитник обездоленных (тайно подбрасывает деньги в дом бедного человека, опекает вдов и сирот), «скорый помощник» (помогает вытащить из болота крестьянский воз, оберегает посевы от града и скот от хищных зверей). За постоянную и бескорыстную помощь людям его называют Николай Чудотворец, Никола Угодник, Никола Добрый. Святого Николая считают своим покровителем торговцы, охотники, мельники, овчары. Святителю Николе Чудотворцу молятся об избавлении от потопления на воде, от бед и печалей.

Почитание святого Николая

В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Иисуса Христа. Согласно народному верованию, Николай — старший среди святых, входит в Святую Троицу и даже может сменить на престоле Бога. Нередко имя св. Николая сочетается с именем Господа или Троицы.

Имя святого с древности окружено массой народных сказаний и легенд. По преданию, святой Николай жил в городе Миры (или Пинарах), в малоазиатской провинции Ликии. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Будущий святой с первых лет жизни поражал окружающих своим поведением: отказывался от материнской груди по средам и пятницам (в постные дни), семилетним отроком сам назвал имя будущего учителя. В 19 лет Николай стал священником. Приняв сан архиепископа Миры, Николай в силу своего кроткого нрава и человеколюбия стал помощником, заступником и благодетелем всем горожанам. При жизни Николай Мирликийский прославился защитой бедных, угнетенных и несправедливо осужденных, а после смерти чудесами — изгнанием бесов, исцелением, воскрешением мертвых, умножением хлеба и вина. Сотворенные им чудеса способствовали популярности в народной среде.

Житие Николы Чудотворца стало излюбленным чтением в народе.

В Украине Николай наиболее любимый и уважаемый святой, почитание которого приближается к самому Иисусу Христу и Богородице. Яркое тому подтверждение — украинские колядки, где говорится о церкви с тремя дверьми: «одними ж дверци сам Господь ходить, другими дверци — Свята Пречиста, третими ж дверци — святый Николай». Из слез Николы в колядках образуется река, в которой купается сам Господь, или же источник, в котором Богородица белит ризы.

Еще во времена Киевской Руси Святой Николай пользовался большим почетом и уважением, выступал как крестьянский и народный святой, покровитель народа. Ему посвящали церкви, фресковые циклы, деревянные скульптуры и иконы. Особое значение святого находит отражение в иконописи.

Иконографический тип и его эволюция

Одним из наиболее ранних типов изображения святителя в иконописи являлся его поясной образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI—XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении в торжественной иератической позе святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой.

Важное место во времена Древней Руси отводилось образу Святого Николая в полный рост, также связанному своим появлением с Византией. Очень популярен образ, получивший в поздней традиции наименование Зарайский. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения Святого Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия. Подобный образ святителя в поясном изображении, представляющий собой мозаическую икону конца XIII века, находится в Киевском музее Богдана и Варвары Ханенко (Музей западного и восточного искусства г. Киева). Иконографический тип святого Николая со временем складывается как поясное изображение святителя Николая в епископской мантии, правая рука его поднята в благословляющем жесте, в левой руке он держит восьмиконечный крест.

Популярность Николая Чудотворца была настолько велика в народе, что его образ нередко входил в состав композиции «Малый Деисус». По канону Деисус — трехчастная икона, где Спаситель изображается посередине, а по сторонам его — Богородица и Иоанн Предтеча, которые как посредники между Богом и людьми умоляют Христа за род христианский. Нередко образ Иоанна Предтечи в иконе заменялся образом Николая Чудотворца, поскольку считалось, что он вместе с Богородицей предстоит престолу Божию: «Престолу пред стоя Божию, молити прилежно моудре пресвяч о всех насъ твоих рабех, чюдне Николае». Николай мог изображаться в «Деисусе» наряду с Богороди цей, выражая таким образом идею предстательств; за род христианский, посредничества между чело веком и Господом.

Во всех церквях и храмах находились образы Николая Чудотворца, неизменно присутствовал они и в избах. Иметь «святой образ» в доме — давняя украинская традиция. Домашние иконы всегда имели свою систему размещения. Важнейшей была икона Спасителя, потом Богоматери и дала других святых, среди которых святой Николай за нимает отдельное место. В народе бытовало мнение, что всякая икона Николая является чудотворной, а потому икона святителя присутствовала практически в каждом украинском доме. В представлении верующих иконы святого Николая помогали жить. Святой переживал и радовался вместе с хозяевами дома, выступал в роли доброго мудрого защитника, приносящего благополучие и достаток в семью.

В украинской иконографии святого Никола изображали духовным пастырем и строгим иерархом церкви, защитником христианской веры и милосердным покровителем слабых и обездоленных, карателем злых и несправедливых. Традиционный классический тип Николая, сложившийся в древней иконографии, со временем менялся, обогащался под влиянием новых художественных идей и тенденций. Постепенно обра Николая все больше был подвержен фольклора зации, вбирая в себя черты, сложившиеся в на родном воображении.

Украинские иконы святого Николая

На иконе из села Бусовысько, которая находите в Национальном художественном музее Украинь святой предстает добродушным старцем, мудрым и близким народу. Демократизация образа вполне соответствовала духу и направленности украинской иконописи второй половины XVI века, когда назревал перелом в иконописной системе. Происходило своеобразное переосмысление традиционных сюжетов и религиозных образов. Суровость иконописных канонов смягчалась, усиливалась декоративность в интерпретации сюжета. Декоративность художественного оформления бусовыськой иконы Николая Чудотворца усиливается ренессансным орнаментом поверхности иконы, типичным для того времени.

В Национальном художественном музее Украины хранится и другая икона святого Николая, которая впечатляет прежде всего своими размерами. Плоскостность решения, ограниченная гамма красок, лаконичность пластического языка произведения указывают на связь его с традициями монументальных храмовых росписей. Массивность пропорций, геометрическая четкость рисунка, сухость световых бликов выявляют ориентацию на византийские образцы — иконописцы продолжают традиции византийской живописи. На это указывает и выражение лика святого. Изображение складок одежды вполне соответствует XIV веку, в то же время в контурном рисунке присутствуют мягкие линии, распространенные в иконописи XVI века. Святой Николай представлен в фелоне (византийском одеянии епископов), а не в сакосе, как его станут изображать позднее. Омофор также смещен, а не расположен посредине, то есть не так, как в древнегреческих иконах. Акцент на изображении больших ушей с тщательно очерченными раковинами — проявление византийской иконографической схемы. Как видим, мастер остается на грани иконописно-условной, линейноплоскостной трактовки образа XV—XVI веков.

Украинские иконы XVII—XIX вв., как отмечалось ранее, — оригинальное, самобытное явление. Они заметно выделяются среди икон других народов византийской сферы влияния. Самобытность их проявляется в усиленной декоративности всей структуры произведения благодаря распространенным орнаментальным формам. Иконы святого Николая в это время наиболее популярны, среди них часто встречаются житийные иконы святого.

На иконе «Святой Николай в житии», находящейся в Национальном художественном музее Украины, святой изображен добродушным защитником людей. Икона отличается особым образным и художественным решением и является уникальным памятником Слобожанщины конца XVII века. Как сообщают различные источники, она вместе со «Святой Анной» была написана по заказу Михаила Самойловича в 1680—1685 гг. В ней уже заметно стремление к иной живописной структуре, светотеневому моделированию объемов, к новому «очеловеченному» пояснению религиозного образа, в котором еще сохраняется чистота, декоративное звучание цвета. Величественный и монументальный образ святого выступает в окружении житийных клейм, их повествовательная роль раскрывается в богатстве сюжетов с их вольным и динамичным построением.

Житийные сцены иконы: рождение Николая; крещение Николая; Николая отдают в обучение; исцеление сухорукой; принятие иерейства; Николай обнадеживает дщерь; упокоение Николая; Николай останавливает убийство; явление Николая трем мужам в темнице; явление Николая царю Константину во сне; возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена к родителям; спасение Дмитрия с дна морского; исцеление бесноватой.

Традиционные иконографические образы Святого Николая в народных иконах изменяются, в них наиболее ярко проявляется особое почитание святого. Ему принадлежит первенство по количеству изображений в народных иконах. Следует отметить, что канон святых в народной иконописи всегда оставался достаточно степенным — в основном это изображения поясных фигур в фронтальном ракурсе, голова в легком повороте, немного наклонена. Несмотря на идеализацию, образы, решенные соответственно национальным идеалам красоты и человеческого достоинства, несут индивидуальные и определенные психологические характеристики. Герой произведения должен быть узнаваем, и мастер придерживался установленных внешних черт и атрибутов. Святых изображали с крестьянским типом лица, с цветами. Силуэты и пропорции фигур, черты лица, пластика образа значительно отличаются от академической живописи, фигуры присадистые, с большими головами, широкими плечами. По колориту народные иконы гармонировали с росписью стен и бытов] предметов, они вносили в интерьер яркий С цент. Примером подобной народной иконы  является икона «Святой Николай и Мария Египетская» из Национального художественного муз Украины.

По стилистике икона — типичный образец народного примитива с его любовью к яркому локальному цвету, контрастности, подчеркнут лаконизмом рисунка. Добродушные, округленные лица персонажей — один из неизменных показателей эстетического канона, который в народной иконописи преобладал над каноном иконографическим. Хотя в изображении святых иконография выдержана, все же она имеет приблизительный характер и полностью подчинена изобразительным приемам народного вкуса. Это проявляется не только в рисунке и колори но и в неотъемлемой от народной иконописи с наментации.


Светлана Кислова

Журнал "Антиквар" (№ 3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.