Александр Архипенко

Первый в истории скульптор-кубист Александр Порфирьевич Архипенко являлся непререкаемым авторитетом для выдающихся скульпторов прошлого века — Генри Мура, Джакометти, Эрнста Неизвестного. Ни один другой творец, включая Родена, не повлиял так сильно на художественное мышление своего времени. Архипенко стал одним из лидеров художественной революции, свершившейся в начале XX века. Никто другой из скульпторов-современников не решил такого количества эстетических задач, как Александр Порфирьевич за 50 лет своей творческой деятельности. 

Киев. Начало

1887 год. В Киеве родился Александр Порфирьевич Архипенко. В 15 лет Сашко (как звали его друзья и родные) без разрешения родителей поступает в Киевское художественное училище. Проучился три года — с 1902-го по 1905-й — и был исключен за критику учителей. В течение 1906 года обучался в частных студиях Москвы.

Париж

Париж начала XX века Мекка для молодых художников, поэтов, литераторов, актеров. Здеа в 1908 году поселился молодой скульптор Александр Архипенко. Посиделки в маленьких кабачках вроде «Ротонды» или «Проворного кролика» походы в музеи, где вместе с Амадео Модильяни штудировалась древняя скульптура Египта Ассирии, Центральной Америки. Модное парижск<х увлечение того времени — архаика, и архипенков-ское утверждение, что архаика пробуждает волк к жизни, оказалось весьма своевременным.

Уважительное и трепетное отношение к древней скульптуре пришло из детства. Отец Александра, Порфирий Антонович, работал в Киевском университете. В университетском саду стоял каменный истукан — подобие человеческой фигуры. Дети налипали на истукана, не зная, что в незапамятные времена в половецких степях камень этот почитался божеством. Пройдут годы, и всемирно известный скульптор Александр Архипенко, вспоминая детские забавы около идола, скажет: «По вечерам, когда ворота закрывали и садик пустел, я боялся его и обходил десятой дорогой. Он становился каким-то таинственным и страшным…» Таким образом, детские и юношеские впечатления от архаического искусства Украины повлияли на его становление как художника. Трипольская культура, открытая в ранний период творчества, скифская скульптура, византийское монументальное искусство явились основой для дальнейших экспериментов художника в области поиска нового пластического языка.

Его первые работы тяготеют не к классической статуарности, а к обобщенной трактовке форм скифских идолов. Их нереалистичные формы зачастую выглядят как грубые геометрические блоки. Отсюда один шаг до кубизма, одним из основателей которого и стал скульптор Архипенко. Принципы его трехмерной геометризации также оказали влияние на формирование кубизма в живописи.

Молодой мастер воплощает идеи кубизма в работах Medrano I (1912—1914 гг.) и в Medrano II (1913—1914 гг.). Первая работа изображает уличного жонглера, вторая — танцовщицу. Непривычные материалы, которые использовались для создания Medrano I — стекло, листы металла, проволока… Борьба логики и темперамента придавала его внешне абстрактным образам убедительную жизненную силу. Традиционно толерантный к новациям Париж не смог принять авангардные работы молодого мастера. Скульптора раскритиковали. Дело дошло до скандала. Любимец Франции, поэт Гийом Аполлинер отказался от сотрудничества с газетой, в которой не признали Александра Архипенко, провоцируя полезную для карьеры интригу.

Французский период в творчестве Александра , Архипенко обогатил современную скульптуруJ новыми приемами: сочетая скульптуру и живо-1 пись в одном произведении, перфорируя фор-i му, используя новые материалы (в том числе прозрачные, с подсветкой внутри), он, наконец, становится первым скульптором, возродившим забытое единство формы и цвета в полихромной скульптуре. Характерно, что в последние годы жизни художник часто возвращается к проблемам и приемам, которые волновали его на заре творческой юности.

Открытия начала XX века в области авиации, техники, физики не могли не повлиять на мировоззрение художника. Многие критики характеризуют Архипенко не только как выдающегося скульптора, но и как изобретателя новых художественных форм. Пытаясь сформулировать основные законы гармонизации отдельных пластических элементов, он обращается к функциональности современных механизмов. Еще перед Первой мировой войной мастер создавал скульптуры, абстрактные геометрические формы которых содержали механические части. Позднее, обобщая свои теоретические принципы, скульптор проводит параллели между своим искусством и теорией относительности Эйнштейна, утверждая, что в призме искусства отражается вся непостижимость бытия. В дальнейшем Архипенко сформулирует свою теорию космического динамизма: особого порядка, управляющегося всем сущим — от минералов и растений до человека. Именно этот закон нашел отображение в его искусстве. В своем творчестве Александр Порфи-рьевич стремится создать универсальную ритмику пространства как аналог циклического закона мироздания, ритма, управляющего движением планет и пульсацией микроорганизмов. Архипенко был оппонентом принципа «искусство ради искусства». Его не интересовали лишенные смысла абстрактные формы. Искусство — это возможность придать идее материальную форму, проявить в реальности божественный порядок. Формы должны стать символами, и тогда абстракция наполняется метафизическим содержанием, выраженным через ритмико-эстетические ценности.

С 1910-го по 1914 год Архипенко создает основу новой скульптуры в работах «Гондольер», «Женщина, расчесывающая волосы», «Геометрические статуэтки» (последних было несколько).

Ницца

В период, когда Германия объявила войну Франции и России, мастер переезжает из Парижа на юг Франции. С началом войны Париж изменяется, а люди меняться не желают: Матисс, Модильяни, Русел, Сотин, Сур-важ и Архипенко создали группу общения недалеко от Ниццы. Там 

Архипенко и провел военные годы (с 1914-го по 1918-й). Существует лишь одна работа «Солдат в движении» (1917 г.), посвященная военной тематике.

В творчестве периода «Ницца» много работ интимной тематики, что характерно для французского искусства. Наиболее реализованным экспериментом этого периода можно назвап «скульпто-картины». Игра в живопись с использованием скульптуры продолжалась до 1923 год а потом резко оборвалась.

Америка

Из Ниццы Архипенко переезжает в Берлин. Оттуда в 1923 году с красавицей-женой Анжеликой на борту судна «Монголия» эмигрирует в Америку. В Соединенных Штатах он — признанный мэтр, со своей школой, с почестями и богатством. Жизнь в Новом Свете делает творчество Архипенко мягче. С каждым годом линии в его работах становятся все более плавными, темы произведений — более философскими: «Вознесение», «Луч». В Америке скульптор создает множество работ реалистичного плана. Публика назвала такие работы отступничеством, но Архипенко равнодушен к такому мнению: ему нравилось все, что он делал. В возрасте 73 лет Александр Порфирьевич вновь женился и до последних дней продолжал творить. Работу «Царь Соломон» он создал в 1963 году, за год до смерти.

В стремлении постичь глубинные законы формообразования он подробно исследует основные художественные стили, черпая знаковые приемы и используя характерные элементы для создания собственного художественного языка. В его работах нашли свое отражение первозданная лаконичность искусства неолита, статика и цельность Египта, идеальная чистота архаичной Греции, линеарное богатство Византии, духовный экстаз готики, утонченность ренессанса, экспрессивный динамизм барокко, элегантная манерность рококо и даже отточенность форм академического реализма. Как-то в разговоре с Фернаном Леже о перспективах нового искусства он высказал мысль о том, что искусство будет черпать творческие идеи в Восточной Европе. Сегодня мы видим, что его прогноз подтвердился.


Виктория Надытко  

Журнал "Антиквар" № 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.