Украинская икона

На протяжении 70 лет советской власти иконы уничтожали и разворовывали. Чудом сохранились только старые музейные собрания, среди них — коллекции Национального музея украинского изобразительного искусства в Киеве и Национального музея во Львове. Это два самых крупных собрания украинских икон в мире. Во многих художественных, исторических, краеведческих музеях есть небольшие коллекции украинских икон, преимущественно ХVII-ХХ веков. Частные коллекции икон в Украине появились только в последнее время.

К сожалению, за границей украинскую икону оценили раньше, чем на родине. На закате советской власти процесс вывоза чудом сохранившихся произведений искусства приобрел лавинообразный характер. Тем не менее на рынке еще есть немало достойных образцов украинской иконописи. Еще не поздно начинать собирать собственную коллекцию, ведь коллекционирование икон не только эстетическое наслаждение, но и вложение капитала. За последние два года цены на украинские иконы выросли в среднем на 200-300%.

Жанровое, временное и стилистическое многообразие украинских икон открывает перед коллекционерами широкие перспективы. Спросом пользуются как иконостасные, так и домашние иконы. Ценообразование здесь, в отличие от русской иконы, складывается по-другому. В украинской иконе нет понятия канона или школы как таковой, поэтому каждая икона по-своему уникальна и неповторима.

Традиции Киевской Руси

В течение XIV—XVI веков украинское искусство, наследуя достижения Древней Руси, использует общие нормы ее художественной культуры. Однако его нельзя рассматривать как простое продолжение древнерусских традиций. В изобразительном искусстве Украины происходили значительные изменения, которые были обусловлены как внутренним общественным разв тием, так и влиянием международных взаимоотношений. Гум нистические взгляды, постепенно охватывавшие все пространс во Европы, находили отголосок и на украинских землях.

Даже самые поверхностные наблюдения позволяют говорить о самобытности и оригинальности украинского изобрзительного искусства. Несмотря на наличие тех или иных аналогов, украинская живопись представляет национальную школу, отличающуюся комплексом особенностей в стиле и иконографии, несколько меняющихся со временем, но не позволяющих спутать украинскую икону с памятниками какой-либо другой национальной школы. Украинской иконе присущи своеобразный стиль и особая система построения художественного образа.

В конце XIV—начале XV века в Украине зарождается иконостас. Развитие иконостаса влечет за собой возрастание спроса на иконы, определяет их тематический круг и стилистику. Многие исследователи называют этот период временем расцвета украинской иконы, периодом ее наивысших достижений, ее золотым веком.

Эго был важный этап в формировании национальной иконописной школы. Связи с Византией постепенно ослабевают и окончательно прерываются после завоевания ее турками, зато поддерживаются контакты с балканскими государствами. Немало греческих и сербских мастеров приезжают в Украину, работают вместе с местными иконописцами. Однако все более заметным становится стремление выйти на самостоятельный путь, найти собственный стиль, не отрываясь от художественных традиций и опираясь на огромный пласт народных эстетических представлений.

Из характерных черт украинской иконы этого периода следует отметить прежде всего монументальную, лаконичную и обобщенную трактовку художественного образа. Еще одна черта ее демократичный характер с ярко выраженным креном в сторону народного творчества при безупречном профессиональном исполнении. Сохраняя классическую четкость монументальных форм, украинская икона этого периода выявляет тенденцию к лирической интерпретации сюжетов.

В конце XV—начале XVI века в украинской иконописи можно отметить сосуществование различных тенденций и направлений. С одной стороны, имеется стремление к величественной, обобщенной классической форме, с другой — склонность к свободной индивидуальной стилистике в трактовке сюжетов. Иногда иконы ярко выявляют живописные решения, характерные для той или иной иконописной школы.

Одним из предполагаемых центров украинской иконописи того времени считается Спасский монастырь вблизи Сам-бора. Исследователи настаивают, что такие же центры действовали в Перемышле, на Бойковщине и Лемковщине.

Гуманизм ренессансных идей

Во второй половине XVI века в Украину проникают гуманистические идеи, существенно повлиявшие на весь художественный процесс Начинает рушиться средневековое догматическое мировоззрение, происходит переосмысление и трансформирование традиционных иконописных форм. Усиливается плоскостная и линейная трактовка форм с некоторым уклоном к декоративной каллиграфичности. Появляется немало икон, созданных народными мастерами. Такие иконы отличаются большей экспрессивностью и простотой.

Художественные центры иконописи, как и раньше, концентрируются на западных землях. Ведущая роль принадлежит Перемышлю и Самбору, впоследствии выделяется и Львов. Заказчиками икон являются преимущественно крестьяне и ремесленники. Памятники украинской иконописи этого периода выделяются яркой художественной самобытностью. Новые ренессансные идеи нередко приобретают фольклорную интерпретацию, что ведет к смягчению суровых регламентаций средневековых канонов, к очеловечиванию религиозных образов, приближению их к земному идеалу.

Не нарушая традиционной иконографии, установленных композиционных схем и структур, художники все чаще вводят элементы окружающей действительности  жанровые сцены, местный пейзаж. В изображении святых появляются местные черты, в религиозных сюжетах — мотивы украинского быта, родной природы. Наблюдается изменение традиционного языка иконописи. Таким образом, уже на рубеже XVI и XVII веков впервые нарушается условность средневекового мировоззрения и происходит обновление искусства писания икон.

Особенности украинского барокко

XVII век приносит еще более существенные изменения в развитие украинской иконописи. Сохраняя изобразительную систему культурного наследия, украинские иконописцы обогащают ее новым мировосприятием, отдельными выразительными и технико-технологическими приемами западноевропейской живописи в стиле барокко. Посредством барокко Украина присоединяется к общеевропейскому процессу. Результатом этого явился феномен украинской ренессансной и барочной иконописи, в которой органично слились воедино древние иконографические предписания и гуманистические тенденции нового времени.

Ярким примером такого органичного синтеза являются иконы «Деисус» (Западная Украина), «Богоматерь с младенцем» (Центральная Украина), «Св. Николай Чудотворец» (Центральная Украина). Данные образы являлись одними из самых распространенных со времен Киевской Руси. Их трактовка всегда строго соответствовала канону, потому они наиболее ярко отображают изменения, происходящие иконописи.

В первой половине XVIII века барокко вступает в зрелую стадию своего развития, приобретая особенную пышность, сочность рафинированную утонченность форм. После окончания продолжительной национально-освободительной войны Украина обрела автономию и самоуправление. Намечался период расцвета национальной культуры. Дух барокко с его пышной праздничностью и сочными динамичными формами соответствовал оптимистическим, жизнерадостным настроениям одержавшего победу казачества. Барокко проникает в украинскую культуру, где еще сильны средневековые нормы скрещивание разных по xapaктеру тенденций дает выразительный художественный синтез.

Украинская икона эпохи барокко явление уникально по своему художественному воплощению. Икона постепенно приобретает светскую интерпретацию. Обращение к реальш сти изменяет ее художественную структуру, преобразует е живописный язык. Торжественность и жизнерадостность красок, их мажорное звучание, усиленное богатством декоративной орнаментации, все это соединяется в празднично-возвышенном звучании икон.

Если иконографическая схема композиции еще сохраняет свою стабильность, то средства живописного воплощения резко меняются. Ничего не остается от условной плоскостной иконописной манеры: объемная трактовка фигуры придает с материальную весомость, замкнутое пространство прорывается в глубину посредством реалистично изображенного пейзажа. Все это характерно для икон данного периода («Св. Георгий», «Дмитрий Солунский», «Благовещение»), Классически византийские традиции плоскостного решения иконы разрушены: священные образы предстают пред нами на фоне идиллических пейзажей, хорошо знакомых по произведениям западноевропейских живописцев.

Происходит крен в сторону светского мировосприятия, художники осваивают способы западноевропейской живописи. Западная ориентация украинского искусства прослеживается в интерпретации многих традиционных сюжетов. Создавая художественный образ, иконописцы все больше внимания уделяют отражению внутреннего мира персонажей, их психологического богатства. Стремление запечатлеть внутреннюю динамику художественного образа влечет за собой и формаль-но-пластические изменения: усложнение композиционных построений, обогащение колористической системы, освоение технологии масляной живописи, которую украинские художники умело совмещали с традиционными приемами темперной живописи.

Художники все чаще отказываются от прежней цеховой обезличенной анонимности произведений. Утверждая новое понимание роли своих творений, они нередко ставят подписи на созданных ими иконах. Сами иконы содержат в себе элементы светских жанров искусства — портрета, пейзажа, натюрморта.

В конце XVI века духовным и культурным центром Украины становится Киев. Соответственно, законодателем вкусов и распространителем новых художественных идей выступает Киево-Печерская лавра, вернувшая себе статус ведущего культурного центра. Иконописная школа Киево-Пе-черской лавры того времени пользовалась огромным авторитетом на украинских землях и среди других славянских народов. Сохранились альбомы учебных рисунков учеников, так называемые кужбушки, которые помогают проследить систему обучения в лаврской иконописной школе. Ее основу составляло копирование европейских гравюр, рисование с натуры, изучение анатомии тела человека. Освоив новые приемы европейского искусства, ученики выезжали работать в другие места, распространяя художественные принципы лаврской школы.

Народные традиции

На всех этапах развития украинской иконописи роль народных традиций в формировании национального стиля была определяющей. С конца XVIII, а особенно в XIX веке, народная икона являлась основным носителем национальных художественных традиций. Она сохраняла их даже тогда, когда основная профессиональная линия развития иконописи исчерпала себя, получив светское академическое направление. Искусство примитива отличает жизнеутверждающая сила и целостность художественной позиции. Отказываясь от общепринятых канонов и стереотипов, народные художники создавали оригинальные образы, очаровывавшие своей непосредственностью и наивностью.

Икона «Пеликан», подписанная автором, представляет собой аллегорическую композицию евхаристического содержания, широко распространенную на украинских землях. Традиционная анонимность написания иконы нарушена: изображение сопровождается текстом «писала Марфа».

Стилистические и иконографические особенности украинской иконы формировались на протяжении долгого пути ее развития. В результате было создано немало высокохудожественных образцов иконописи, каждый из которых может стать подлинным украшением коллекции любителя искусства.

На протяжении 70 лет советской власти иконы уничтожали и разворовывали. Чудом сохранились только старые музейные собрания, среди них — коллекции Национального музея украинского изобразительного искусства в Киеве и Национального музея во Львове. Это два самых крупных собрания украинских икон в мире. Во многих художественных, исторических, краеведческих музеях есть небольшие коллекции украинских икон, преимущественно ХVII-ХХ веков. Частные коллекции икон в Украине появились только в последнее время.

К сожалению, за границей украинскую икону оценили раньше, чем на родине. На закате советской власти процесс вывоза чудом сохранившихся произведений искусства приобрел лавинообразный характер. Тем не менее на рынке еще есть немало достойных образцов украинской иконописи. Еще не поздно начинать собирать собственную коллекцию, ведь коллекционирование икон не только эстетическое наслаждение, но и вложение капитала. За последние два года цены на украинские иконы выросли в среднем на 200-300%.

Жанровое, временное и стилистическое многообразие украинских икон открывает перед коллекционерами широкие перспективы. Спросом пользуются как иконостасные, так и домашние иконы. Ценообразование здесь, в отличие от русской иконы, складывается по-другому. В украинской иконе нет понятия канона или школы как таковой, поэтому каждая икона по-своему уникальна и неповторима.


Светлана Кислова 

Журнал "Антиквар" (№ 1)

Украинская икона: 2 комментария

  1. Мария

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, столкнулась с украинской иконой Господа Вседержителя, на которй подпись составленна из трех букв: ІИС ХРС, но к сожалению нигде не могу найти информацию в какое время и в каком регионе Украины писали так.  Буду очень признательна, если поможете разобраться в этом вопросе. Заранее благодарю. 

    1. writer

      Здравствуйте!

      Нужно видеть икону. Отправьте на нашу электронную почту и эксперты вас проконсультируют.

      С уважением!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.