Гравюра — традиционный вид ассортимента антикварно-букинистической торговли. При этом её место среди другого антиквариата не является неизменным, а определяется целым рядом объективных и субъективных факторов, в том числе сменой коллекционных пристрастий и предпочтений, тенденциями моды конкретного исторического периода и др. Авторы данной статьи показывают, каково состояние современного рынка гравюр России и Украины.
История гравюры как предмета торговли и собирательства восходит на Руси ко второй половине XVII века. Именно с этого времени гравюра с её распространением и доступностью, способностью, как в зеркале, отразить большинство событий из жизни целого государства и отдельно взятого человека постепенно входит в быт русских людей, становясь необходимой принадлежностью царских палат и боярских хором, даже почти каждой деревенской избы.
С середины XVII века до 1917 года гравированные листы были одними из наиболее широко коллекционируемых в России предметов антиквариата после книг и монет.1 Вместе с тем библиофилы и исследователи русской гравюры конца XIX-начала XX столетия отмечали, что вплоть до второй половины XIX века на родине её собирали крайне неохотно.2 При этом предпочтение отдавали преимущественно гравюрам на металле иностранного происхождения и платили за них большие деньги. Русскими же произведениями мало кто интересовался, и в результате многие из них были навсегда утрачены. Только к концу XIX века — в период расцвета отечественного библиофильства и антикварной книжной торговли, увлечения художественной формой книги — русская гравюра привлекла наконец к себе внимание коллекционеров. Так, возникли хорошо известные крупные и ценные собрания Д.А. Ровинского, П.Я. Дашкова, Е.Н. Тевя-шева, Д.И. Толстого, ИД. Орлова, А.А. Фель-тена, А.В. Морозова и др. Большинство этих коллекций сегодня составляет национальное достояние России и хранится в Российской государственной библиотеке, Эрмитаже, Русском музее, Российской национальной библиотеке.
На рубеже XIX-XX веков удельный вес гравюр в крупных антикварных магазинах составлял в среднем 10-15%. Наиболее высоким он был у Ф.Г. Шилова (17%). Традиционно пользовалась спросом западноевропейская гравюра. Из русских гравированных листов, созданных ещё в XVIII столетии, наиболее востребованными и редкими на рынке считались описания фейерверков, различных празднеств, увеселительных прогулок, парков, дворцов и пр. К числу других редких изданий того времени относились портретная галерея выдающихся русских деятелей П.П. Бекетова и видовые альбомы К.Я. Тромонина, выпущенные в начале XIX столетия, собрание офортов Я. Жемчужникова под названием «Живописная Украина» (1861 г.) -одно из лучших изданий середины века, многочисленные альбомы карикатур, в том числе И.С. Щедровского, А.О. Орловского, В.Ф. Тимма и др. Ценились и издания на военную тему, и в первую очередь капитальный труд А. Вискова-того «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с древнейших времен до 1855 года», «Военная галерея Зимнего дворца» и др., вышедшие исключительно до середины XIX века.^ По всей видимости, эта ситуация сохранялась и в первые послереволюционные годы.
В советский период ассортимент букинистических магазинов, сделавших ставку на дешёвую книгу массового спроса, был крайне скудным, что во многом объяснялось идеологическими запретами; в ассортименте отсутствовала рукописная книга, крайне мало было гравюр и литографий, антикварных книг.-1 К началу 80-х годов в московских букинистических магазинах листовые издания составляли всего 1-3% от всего ассортимента. Исключением являлся лишь магазин № 45, специализировавшийся на продаже изданий по искусству. В нём эта доля достигала 20%. Сегодня в России, как и во всём мире, наблюдается повышенный интерес к коллекционированию предметов антиквариата и торговле ими. Модные тенденции последних 10-15 лет и появление нового потребителя старины позволяют выделить в ассортименте торговли раритетами целый ряд разделов, наиболее востребованных на рынке. К их числу относится и гравюра. А потому большой интерес представляют данные, полученные в ходе изучения опыта работы с гравюрой ряда московских предприятий. В их числе антикварно-букинистические отделы магазинов «Москва» и Московского дома книги, «Букинист» на улицах Трубной и Сретенке, «Стиль», «Вишневый сад», «Лавка книголюба», а также «Альбион Галереи», Аукционного дома «Гелос», сети салонов фирмы «Старинная гравюра» и др.
Проведённый анализ показал, что по времени выпуска здесь представлены гравюры с конца XVI до начала XX века, а подавляющее большинство работ датируется второй половиной ХУШ-началом XX столетия. По технике исполнения преобладает гравюра на металле (резцовая и офорт), составляющая около 40% всех образцов, за ней следуют литография (24%) и линогравюра (17%). Ксилография находится на последнем месте и составляет лишь 11%. По месту изготовления лидируют западноевропейские экземпляры: их удельный вес в целом составляет почти 70%, тогда как на русскую гравюру приходится чуть меньше 30%. Первое место среди западных образцов занимают французские, на втором — итальянские, немецкие и голландские, на третьем -английские. Восточные гравюры крайне редко встречаются на рынке и чаще прибывают к нам из Японии и Китая. Большинство листов — чёрно-белые: на их долю приходится 2/3 от общего числа гравюр. Наиболее крупные тематические разделы составляют видовые (17%), пейзажные (16%) и сюжетные (14%) работы, далее с небольшим отрывом от них следуют портреты (12%) и карты (10%).
Гравюры XVI века встречаются достаточно редко и представлены исключительно произведениями европейских мастеров преимущественно на религиозные и бытовые темы. Примером может служить резцовая гравюра известного голландского художника и гравёра И. Страдануса 1578 года с изображением сцен охоты на крокодилов (100 тыс. рублей) (3000 $), предлагаемая в магазинах сети «Старинная книга». Совсем немного портретных работ этого периода с изображением царствующих особ, таких, например, как портрет королевы Швеции Марии Элеоноры с богатыми виньетками и узорами, обрамляющими край листа (9 тыс. 500 рублей) (300$. Крайне редко встречаются и карты. В основном это гравюры голландских мастеров XVI века Г. Меркатора и А. Ортелия, внёсших большой вклад в развитие мировой картографии. «Карту мира», созданную А. Ортелием в Амстердаме в 1590 году, можно приобрести сегодня за 15 тыс. рублей. (500 $)
Значительно больше на отечественном рынке гравюр XVII века, выполненных на металле, также представленных работами западноевропейских мастеров. В основном это гравированные карты стран Европы и России, пользующиеся повышенным спросом покупателей. Среди них, например, карты Швейцарии и Скандинавии, Северных Нидерландов (21 тыс. рублей) (700 $), подготовленные одним из ведущих европейских картографов того времени Н. Сансоном, основателем целой «картографической династии» во Франции. Ценность их заключается в том, что они связаны с открытием и исследованием новых территорий. Кроме того, атласы и карты Н. Сансона отличались высокой точностью и удерживали первенство вплоть до конца XVII столетия. Помимо карт гравюры XVII века представлены видами городов и подносными портретами. Примерами могут служить резцовая гравюра Дж. Огибли «Вид китайского города» (145 тыс. рублей) (4000 — 5000 $) и портрет молодого Петра I (15 тыс. рублей) ( 500 $). Раритетами являются листы XVII века музейного значения с библейским сюжетом. Подобная гравюра — «Нахождение младенца Моисея», выполненная неизвестным гравёром в технике офорта с добавлением резца с живописного полотна Н. Пуссена, продаётся в магазине «Москва» по цене 190 тыс. 200 рублей. ( 6500-7000 $)
Гравюры XVIII столетия значительно разнообразнее по тематике и демонстрируют работы как западноевропейских, так и русских мастеров преимущественно второй половины века. Прежде всего это различные карты, поскольку XVIII век — время рождения российской картографии: «Карта России и Татарии» 1739 года оценена в 12 тыс. рублей (400 $), «Карта Московской империи и прилегающих земель» с акварельной раскраской работы европейских мастеров — в 20 тыс. рублей (700$). Карты наместничеств А. Виль-брехта с акварельной раскраской границ 1792 и 1800 годов стоят от 40 до 75 тыс. рублей (1400-2500$). Можно найти и работы на религиозные темы («Святой Семион» и «Святой Павел» неизвестного итальянского гравёра по 29 тыс. 500 рублей каждая (1000$) ), в том числе музейного значения — такие, как «Последний путь Христа» с картины П. Рубенса за 90 тыс. рублей (3000$), «Пейзаж с Диогеном» с картины Н. Пуссена за 58 тысяч и «Иоанн Креститель» итальянского гравёра Вагнера с рисунка JI. Караччо за 60 тыс. рублей. (2000$)
Любители природы могут приобрести изображения представителей флоры и фауны: гравюра «Дикобраз» неизвестного французского мастера, созданная примерно в 1760-е годы, оценена в 5 тыс. рублей, (70$) а «Птицы» — 5 резцовых работ русского художника с акварельной раскраской — в 13 тыс.(450$) Литографии «Царь Иоанн Алексеевич» и «Царь Алексей Михайлович» работы европейских гравёров оценены в 21 тыс. рублей(700 $) каждая, а силуэты — портреты русских и европейских знаменитостей, выполненных И.Ф. Антингом в технике офорта, — в 2 тыс. 500 рублей каждый (95$). Широко представлены и виды городов, архитектурных сооружений и др. Среди них — резцовые гравюры работы Дж. Пиранези из серии «Виды Рима» (60-70 тыс. рублей) (2000-2200$). Крайне редкая работа русского гравёра голландского происхождения П.П. Пикарта «Вид» начала XVIII столетия, изготовленная офортом с доработкой резцом, продаётся за 150 тыс. рублей(5000$). В московских магазинах сегодня часто встречаются листы французского гравёра Ж.Б. Лепренса, работавшего в технике акватинты и лависа, позволившей получить на бумаге лёгкий и воздушный оттиск, напоминающий рисунок тушью. Среди его работ — портреты, бытовые и сатирические сцены, виды городов и архитектурных сооружений, в том числе «Калмыки», «Рыбаки», «Игра на балалайке», «Чтение газеты», «Русские дома», «Московский Кремль» и др. (от 3 до 12 тыс. рублей). (100-400 $)
О гравюре Х1Х-начала XX веков невозможно говорить как о целостном массиве, поскольку в этот период технического перевооружения книжной отрасли гравюра как вид искусства переживает падения и взлёты. Дорогостоящая изысканная резцовая гравюра уступает место литографии — значительно более дешёвой и простой в изготовлении технике, отвечающей потребностям времени, а затем — торцовой ксилографии, сумевшей подняться в работах русских мастеров — сначала школы К. Клодта, потом В. Матэ, а позднее В. Фаворского -до уровня высокого искусства.
Гравюра XIX века представлена в салонах и галереях во всём разнообразии тематики и техники исполнения. При этом подавляющее число гравированных листов являются не самостоятельными изданиями, а составными частями книг, альбомов, атласов, периодики. По нашим подсчётам, последние составляют 65% от общего числа гравюр, обращающихся на отечественном антикварном рынке. Примером подобного рода могут служить часто встречающиеся гравюры из упомянутой ранее книги А. Вискова-това — одного из крупнейших военных историков XIX века. Его фундаментальный труд в 30 частях основан на изучении архивных документов и вещественных памятников истории русской армии от её возникновения в Киевской Руси до 1855 года. Он содержит четыре тысячи раскрашенных от руки литографий с изображениями состава, вооружения и обмундирования русской армии. Цена одного листа колеблется в среднем от 12 до 20 тыс. рублей (400-700$). Аналогичными примерами могут служить уникальная портретная галерея современников (более 400 литографированных портретов русских писателей, художников, скульпторов, членов царской фамилии и др.) и сюжетные гравюры, созданные В.Ф. Тиммом на страницах издаваемого им «Русского художественного листка» (1851-1862), — все они публиковались в издании впервые (по 10-20 тыс. рублей за каждую)(350-700$); серия гравюр «Виды Рима», «Виды Лондона», «Виды Парижа» и др., служивших иллюстрациями в западноевропейских книгах, посвящённых городам мира; литографические листы с изображениями цветов, рисованных и раскрашенных акварелью лучшими художниками — флористами из периодики Ж. Линдена «Линдения -иконография орхидей», выходившей в течение 17 лет в Брюсселе и распространявшейся только по подписке (средняя цена — 7 тыс. рублей)(230$); литографии с изображениями народностей и людей из различных сословий России, часто подкрашенные акварелью от руки, — альбомные работы художников А.О. Орловского, РК. Жуковского, В.Ф. Тимма, И.С. Щедровского, которые не только выполнялись самими художниками, но и репродуцировались литографами А. Умновым и Л. Белоусовым. Работы этих мастеров популярны у покупателей. Цена каждой составляет примерно 20 тыс. рублей. Большой спрос сегодня на виды городов и городских улиц, и в первую очередь Москвы и Петербурга. Антикварно-букинистические магазины предлагают работы русских и западноевропейских мастеров, такие, как миниатюры начала XIX века выдающегося русского гравёра, мастера «ландшафтных дел» С. Галактионова — например, литография «Петербургская улица» (24 тыс. рублей). Из европейских мастеров наиболее ярко представлен на рынке Р. Бауэр: редкая и дорогая его работа «Вид Москвы», созданная в 1810-е годы, исполненная в технике офорта и акватинты и раскрашенная вручную, стоит 90 тыс. рублей. Востребованы также гравюры на военную тему, листы с изображением флоры и фауны (особенно собак разных пород), портреты царствующих особ. Например, гравированный на меди портрет Николая I и Александры Фёдоровны (1830-е годы, 7 тыс. рублей), карты. Последние, как правило, отпечатаны в технике литографии с ручной акварельной подкраской и нередко являются составной частью атласов. Примерами подобного рода могут служить «Карта Балтийского моря» на тканевой основе (64,0×48,0 см) из издания Ю.А. Юнгмейстера, «Карта губерний С.-Петербургской, Эстонской, Лифлянд-ской, Курляндской, Ковенской, Витебской и Псковской, Великого княжества Финляндского», выпущенные в 1854 году (10 тыс. рублей). Попадаются на рынке и сами атласы. Так, «Подробный атлас Российской империи», составленный Зуевым и состоящий из 21 хромолитографированной карты, в том числе планов Санкт-Петербурга и Москвы, ушёл с аукциона в «Гелосе» за 160 тыс. рублей при стартовой цене в 60 тысяч.
Цена на пейзажные гравюры европейских мастеров составляет в среднем 1-3 тыс. рублей. Из работ русских мастеров наиболее часто встречаются отдельные офорты И. Шишкина из альбомов. Например, «Телега с сеном в лесу», «Дерево над обрывом», «Лесные цветы», «Придорожный столб» и др. — цена их в среднем варьируется в пределах 10-12 тыс. рублей. Наиболее дорогим считается его офорт «Залив», выполненный приблизительно в 1890-е годы (35 тыс. рублей).
В небольшом количестве представлена на рынке восточная гравюра — преимущественно японская (умэё-э), с изображением бытовых сцен из жизни гейш, богатых самураев и пр., — например, «Танцующая гейша» (35 тыс. рублей), «Всадник» Окадзима Кунитоси (29 тыс. 500 рублей).
XX век — это преимущественно видовые гравюры. Среди них — многочисленные работы А. Остроумовой-Лебедевой, положившей начало возрождению русской оригинальной станковой ксилографии, в особенности цветной, и обогатившей искусство гравюры новыми техническими приёмами: поэтические виды Санкт-Петербурга и его окрестностей — серии ксилографий «Петербург», «Павловск», альбом литографий «Петербург» и др. (средняя цена — 15-20 тыс. рублей). Произведения М. Добужинского также посвящены Петербургу: например, «Петербург- Петропавловская крепость», 1923 год. Их цена также в среднем составляет 15-20 тыс. рублей. Работы И. Павлова — автора тоновых и цветных ксилографий и линогравюр с видами Москвы и других городов России, — например, цветные ксилографии «Вид Москвы» (20-е годы XX века) и «Рынок в Касимове» оценены в 3 тыс. и 5 тыс. рублей соответственно.
В работах А. Остроумовой-Лебедевой, И. Павлова и В. Соколова представлена пейзажная гравюра. Линогравюры последнего оцениваются на рынке в 4-5 тыс. рублей. Русский быт отражён в работах Б. Кустодиева, например автолитографии «Деревенская ярмарка» (20-е годы XX века, 20 тыс. рублей). В отличие от предшествующего периода в начале XX столетия гравюра в большей степени представлена самостоятельными листами.
Основная масса обращающихся на рынке отечественных гравюр -датированные (60%). В процентном соотношении преобладают анонимные гравюры, с указанием года или без него -они составляют 80%. На работы с указанием имени художника и гравёра приходится 5%, на гравюры, где упоминается только мастер, — 9%. Гравюр, снабжённых сведениями о копии, — всего 4%, а гравюр с указанием трёх и более лиц, участвовавших в подготовке тиража, — совсем незначительное число.
На цену гравюры влияют такие факторы, как время её создания, тематика, наличие данных о художнике, гравёре, техника исполнения, номер оттиска. Наибольшим спросом сегодня пользуются гравюры преимущественно русских мастеров на русские же темы: виды городов, пейзажи, портреты царствующих особ и выдающихся лиц и др. Самой дорогой традиционно является гравюра на металле во всех её разновидностях, а самой дешёвой — линогравюра, оцениваемая в среднем от 1 до 6 тыс. рублей(30-200$) и не имеющая массового спроса. Нестабилен спрос и на работы русских мастеров начала XX века в технике торцовой ксилографии — их работы оцениваются от 2 до 4 тыс. рублей (80-120 $). Проведённый анализ показал, что гравюру на отечественном антикварном рынке можно купить по цене от 200 рублей(8$) в Аукционном доме «Гелос» и сети магазинов «Старинные гравюры». Самой дорогой из изученного нами ассортимента является резцовая гравюра итальянского мастера Дж. Пиранези «Фейерверк» XVIII века, предлагаемая в магазине «Стиль» за 300 тыс. рублей (ок. 10 000$)
Часто на рынке встречаются и подделки. В первую очередь это касается западноевропейской гравюры, и прежде всего работ наиболее известных мастеров ХVI-ХVII веков. Подделывают преимущественно не очень известные работы: видовую и жанровую гравюру, а также листы мифологической тематики.
В настоящей статье мы попытались кратко осветить результаты исследования московского рынка старинной гравюры на примере деятельности ряда магазинов. Конечно, на нескольких страницах мы не сумели затронуть все изученные вопросы, особенно те, которые связаны с работой самих антикварных магазинов с гравюрой как видом ассортимента, рассмотреть облик современного её покупателя, а также не анализировали специально такой разновидности гравюры, как карты, поскольку это — самостоятельная тема. И всё-таки хочется думать, что основные тенденции развития этого рынка освещены в достаточной мере.
Журнал "Про Книги"