Старинные часы

Начало XIX столетия отмечено бурным развитием технической мысли. Внедрение прогрессивных идей подчас напрямую связано с проблемой точного времени. Почтовые службы обеспечивают перемещение почтовых обозов согласно графика, когда же появились первые паровозы часы получают и штатные сотрудники железной дороги. С развитием трансатлантических перевозок все более актуальным ставал вопрос — синхронизации времени в Европы и Америки, и всего мира. С развитием электричества проблема разрешилась на протяжении второй половины XIX века. Проводные кабеля Ла-Манша, Средиземного моря, Атлантического океана дали возможность обеспечить синхронизацию времени. С конца XIX столетия точное время передавалось по радио.

Частная жизнь диктует свои законы: сам размеренный ее ход в XIX веке не требовал высокой точности времени. И пока свет электрической лампы не осветил зажиточные дома, их обитатели проводили долгие вечера у каминов, привлеченные теплом и красотой изменчивого огня. Камины были гордостью хозяев и служили эффектной функциональной деталью интерьера, на которую обращали внимание гости. Над камином — обязательная каминная полка. На полке — каминные часы. Оформление каминных часов нередко было в стиле самих каминов, с аналогичными материалами. Зачастую старинные часы соединяют в себе и мрамор, и бронзу, и керамику. Для изготовления таких произведений искусства привлекались соответствующие мастера. Каминные часы — это особый вид часов, стиль, форма и отделка которых определяется местом их размещения и общим архитектурно-пространственным решением интерьера. Это шедевры декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались веками.

Каминные шедевры

С момента изобретения часов человечество прочно привязалось к тикающей новинке. Старинные часы покупали, дарили, привозили в качестве изысканного сувенира из путешествия. И постепенно жилье европейцев наполнялось мелодичным часовым перезвоном. Столовые и гостиные, спальни, кабинеты, чайные комнаты… Везде присутствовали часы: кабинетные, будуарные, столовые, каминные. И обязательно как эталон точного времени стояли напольные (часы-регулятор) с маятником компенсирующего типа, по которым сверялись все часы в доме.

Как разновидность консольных каминные часы появились в 1750 году во Франции, а через 10 лет началось их производство и в Англии. Первые французские каминные часы в стиле рококо были вариацией на тему настольных часов эпохи Регентства.

Стоявшие на каминной полке часы иногда исполняли только функциональную роль, а иногда служили украшением, порой чрезмерно перегруженным декором. Поражает многообразие часовых форм. Сколько художественных идей они воплощали! Часы-колесница, часы-ваза, часы в виде античных храмов и портиков. Отдельную группу составляют часы в виде животных: льва, носорога, лошади с барабаном на спине, в который вмонтирован сам механизм. Очень красивы часы-лира, где циферблат одновременно служит и маятником. Оригинальны часы-скелетон, дающие возможность наблюдать полную работу механизмов хода и боя. Завораживают часы-театр с двигающимися фигурами. А еще — часы, показывающие месяцы, числа, дни недели, фазы луны (в свое время такая модель была очень популярна).

Примерно в 1835 году возникает новое веяние — ставить рядом с каминными часами парные канделябры, статуэтки, шкатулки, вазы. Естественно, производители сразу же откликнулись на эту модную тенденцию выпуском гарнитуров из часов, подсвечников, статуэток и каминных принадлежностей, исполненных в едином стиле. Эта мода продержалась на протяжении всего XIX века.  

Самой распространенной формой стали часы в виде скульптурной группы или композиции с архитектурными деталями в античном стиле. Циферблат становился одной из деталей композиции. Он мог, например, изображать колесо в повозке бога Аполлона. Такие часы были очень популярны в самом начале XIX века, а впервые их выполнил парижский мастер Раврио. Механизм был вмонтирован в колесо самой колесницы и закрывался крышкой, чтобы предотвратить попадание пыли. Маятник в подобных часах подвешивался на нитяной подвеске, а бой выполнялся ударом маленького молоточка по колокольчику. Некоторые образцы каминных часов включали в себя музыкальные механизмы.

Каминные часы комплектовались пружинно-маятниковым механизмом недельного или двухнедельного завода с получасовым или четвертным боем по колокольчику или спиральной арфе. В наше время существуют механизмы с семи-, восьми-, четырнадцатидневным заводом, но наиболее распространен завод на восемь дней.

В начале XIX столетия можно наблюдать некоторое упрощение художественных форм и приемов декорирования часов. Это объясняется тем, что их производство в Германии, США и Швейцарии постепенно переходит на фабричную основу, где основное внимание обращается на удешевление изготовления. На часах появились первые коммерческие фирменные знаки. Согласно новым методам работы, производство распалось на несколько отдельных фаз: изготовление спускового, передаточного механизмов и футляра. Часовщики, теперь уже специализирующиеся на изготовлении определенных деталей, отдавали свою продукцию на монтаж, при котором одновременно проводились отделочные работы по зубчатым элементам. Затем мастера забирали свои детали, просверливали в них отверстия для опор, стрелок, прикрепляли циферблаты и т. п. Смонтированные части снова разбирали и подвергали конечной отделке, то есть золотили и полировали. На пороге XX века в результате внедрения новых технологий возникло массовое производство: Пьер-Фредерик Ингольд (1787—1878 гг.) изобрел машину для точного и быстрого вырезания плат и шестеренок, а Жорж-Август Лешо (1800—1884 гг.) ввел принцип взаимозаменяемости запасных частей как основу стандартизации.

Однако мэтры не спешили сдавать свои позиции. К середине XIX века в Лондоне обосновываются самые именитые часовые мастера: Ист, Фромантил, Гремб, Книбб, Квэр, Томпион. Среди французских часовщиков самым знаменитым по праву считается Авраам Луи Брегет. Справедливости ради стоит отметить, что своим успехом он во многом был обязан достижениям английских мастеров. К производству эксклюзивных часов подключились и знаменитые ювелирные фирмы, такие, как Фаберже. Французские и английские мастера на протяжении всего XIX века продолжают создавать работы необыкновенной красоты и сложности. И сегодня мы имеем возможность не только восхищаться старинными каминными часами, но и приобретать их на украинском рынке антиквариата. Самые простые можно купить по цене $5—8 тыс., среднего класса — за $10—15 тыс., а элитные (дворцовые) гарнитуры с канделябрами — $25—50 тыс. и выше (чем старше каминные часы и чем известнее имя мастера, тем они дороже).

Важная деталь

Рассказывая о каминных часах, необходимо затронуть тему золочения, а именно технологию золочения в огне фигур и других элементов из бронзы. Благодаря такой технике мы и сегодня можем видеть первозданную красоту подобных вещей. О технологии золочения обязательно нужно знать каждому, кто приобретает антикварные каминные часы.

При данном виде отделки предпочитали 22 ка-ратное золото. Золочение в огне не давало такого равномерного слоя золота, какой был получен позднее — при внедрении гальванического метода. На поверхность бронзы наносилась смесь амальгамы ртути и порошкового золота. После этого предмет нагревался до высокой температуры, ртуть испарялась, а золото прочно покрывало бронзу. Такое покрытие практически самое прочное, но люди, занимавшиеся подобным золочением, умирали намного раньше, чем их коллеги-часовщики, которые просто собирали часы из готовых деталей.

Мастер-реставратор Анатолий рассказывает историю из своей многолетней практики.

«Могу подтвердить, что золочение в огне намного прочнее и долговечнее, чем гальваническое. Вот пример: принесли мне на реставрацию каминные часы 1800 года. Когда я их увидел, то подумал, что они не золотились изначально: они были цвета грязи после дождя. Но когда я их начал отмывать специальным раствором, часы после первого же прикосновения стали сиять, как будто их только вчера позолотили. И когда я привез часы после реставрации заказчику, он не хотел верить, что я не золотил их заново, а только отмыл. Вот что значит золочение в огне! И это не единичный случай в моей практике.

Когда я восстанавливал часы с гальваническим золочением, причем нанесенным пять лет назад, то видел на них и потертости, и зеленые дыры в позолоте. И даже после реставрации было видно низкое качество этого изделия».

На украинском часовом рынке продаются следующие разновидности часов:

Напольные (Германия) — $1—3 тыс. 

Настенные (Франция — пружинные, Германия — гиревые) — $800—1,5 тыс и выше.

Каминные — настольные (Франция) — от $5 тыс. до $50 тыс. ($50 тыс. — гарнитуры, сеты).

Каретные (Франция) — от $1 тыс. и выше (с боем). Карманные мужские золотые (Швейцария) — от $2 тыс. и выше, в зависимости от фирмы. Карманные мужские золотые (с репетиром л/л) — от $4 тыс. и выше.

Карманные мужские золотые (с репетиром минут) — от $5 тыс. и выше.

Карманные серебряные (Швейцария) — от $500.

(Указаны ориентировочные цены на старинные часы в антикварных салонах Украины.)

Существуют и другие виды часов, которые на украинском рынке встречаются редко: консольные, контрольные, автомобильные, корабельные (каютные), палубные, ковровые, напольные (английские) и т. д.

Совет коллекционерам и владельцам

При покупке каминных или других дорогих часов обязательно проконсультируйтесь с экспертом — мастером по часам из антикварного магазина. 

Необходимая процедура, в которой нуждается часовой механизм, — смазка (профилактический ремонт). Во время профилактического ремонта часовой механизм разбирают полностью. После этого смывается старая смазка со всех деталей, осей, требов, зубчатых передач, рычагов. Затем мастер проверяет детали механизма на потертости, износ всех зубьев, осей, требов. Далее устраняются все выработки, проверяется весь механизм на повреждения. Затем механизм собирается, смазывается, настраивается и проходит испытание в течение двух недель.

Производить подобное профилактическое обследование и «лечение» необходимо раз в один-три года в зависимости от состояния механизма, и, безусловно, следует пригласить для этого специалиста Как правило, услуга эта не входит в категорию гарантийных и оплачивается отдельно, но в конечном итоге эти затраты себя окупают — ведь при должном уходе часы могут прослужить еще более ста лет вашим детям и внукам. 


Анна Солнцева

Журнал "Антиквар" (№ 8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.