Метаморфозы антикварного рынка не коснулись произведений старых немецких мастеров фарфора. Более того, мейсенский фарфор становится популярным не только среди коллекционеров. Круг его почитателей расширяется. Все чаще архитекторы и декораторы обращаются к произведениям мейсенской фарфоровой пластики для оформления интерьеров, как насыщенных антикварной мебелью, аксессуарами, так и современных. Мейсенские вазы, часы, многофигурные композиции вносят ноту изысканности в любую обстановку.
К сожалению, все реже на рынке антиквариата удается встретить ранние произведения саксонской мануфактуры. Популярность мейсенских фигур породила промысел подделок, как в старину, так и до сегодняшнего дня. Экспертиза подобных предметов представляет собой сложность для людей, не имеющих большого опыта коллекционирования «голубых мечей», так как в большинстве случаев в подделках соблюдаются все особенности оригинала. Однако опыт экспертов, сотрудничающих с ведущими антикварными магазинами города, позволяет сделать правильный выбор.
Ценовой рейтинг мейсенских предметов во все времена был высок, что обуславливается высочайшим уровнем изделий. В течение последних пятнадцати лет цены на саксонские предметы устойчиво повышаются. Приобретение изделий с клеймом «голубые мечи» является надежной инвестицией, так как они имеют высокую коллекционную ценность.
Прародина
Всем известно, что родина фарфора — Китай. Но мало кто знает, что состав твердого фарфора, изобретенный китайцами в VI веке, так и не был раскрыт. Начиная с XIII века китайский фарфор стал попадать в Европу — здесь ювелиры вставляли его в оправу. Наравне с другими драгоценными предметами этот фарфор хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.
Украшенный синим кобальтовым рисунком из цветов и трав, тонкий, легкий, полупрозрачный китайский фарфор являл собой воплощенную гармонию. На какие только ухищрения не пускались ремесленники-керамисты, чтобы узнать секрет изготовления необычной посуды! Однако множество экспедиций, снаряженных для этой цели в Китай, вернулись ни с чем местные мастера не открыли им своего секрета. Это не остановило упрямых европейцев — они решили изобрести собственный рецепт.
К началу XVIII века в Европе возникло несколько мануфактур. Каждая из них стремилась занять лидирующее место в изготовлении фарфора.
В поисках секрета
Европейский фарфор появился в Саксонии в конце XVII века. Его создали физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз и молодой химик Иоганн Фридрих Бетгер. У Бетгера, правда, цель была несколько иной. Подающий надежды молодой человек во время своих учебных занятий проводил алхимические опыты. Секретные разработки Бетгера состояли в том, чтобы добыть золото для короля Августа II. В 1704 году фон Чирнхаузу был поручен контроль за деятельностью молодого Бетгера, которого саксонский курфюрст Август Сильный держал тогда под стражей в Мейсене. Совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека привела к неожиданному результату. Золото они не добыли, зато разработали отличную фарфоровую массу. Созданный ими мейсенский фарфор отличался от китайского большим содержанием каолина и обладал превосходными пластическими свойствами.
Первый период Мейсенской мануфактуры, так называемый бетгеровский, отличался заимствованием большей части форм у китайских мастеров. Однако справедливости ради стоит признать, что были и новые идеи. Высокие стаканы в форме перевернутого колокола — чисто мейсенское новшество. У посуды нового типа стаканов, чайников и кофейников тщательно, до блеска шлифовались грани. Кроме того, появились самобытные фарфоровые статуэтки, персонажи итальянской комедии. Эта мелкая пластика становится началом целого направления в деятельности мануфактуры.
Мейсенская мануфактура
В январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтс-бург была создана первая европейская мануфактура твердого фарфора. Иоганн Фридрих Бетгер руководил ею до своей кончины в 1719 году. После него руководство мануфактурой принимает на себя Иоганн Грегор Херольд. «Живописный период» — так называют это время применительно к мей-сенскому фарфору. Херольд поспособствовал введению муфельных красок с их низкой температурой плавки и богатой палитрой. Благодаря его стараниям появляются красная, фи олетовая, коричневая, желтовато-зеленая, серо-зеленая, жел тая, голубая краски и даже открывается новая технология — позолота через огонь.
Именно в это время изготавливается посуда стиля ши нуазри, то есть а-ля Китай. Для нее характерны китайски« мотивы и роспись золотом и серебром. Композиции и псевдокитайских фигур и декораций создавались по образц тех гравюр, которые с конца XVII века публиковались в Гер мании и Нидерландах. Херольдом и теми, кто с ним работал эти образцы переиначивались, причем исполнялись ош сперва только золотом, в виде силуэтов, ас 1726 года сдела лись многоцветными. Одновременно Херольд с успехол пробовал себя в изготовлении так называемого фоновоп фарфора, на одноцветном фоне которого (желтом, бирюзо вом или синем) оставлялось незакрашенным место для раз ноцветной росписи.
Заслуга Херольда состоит в том, что он пригласил на рабо ту в мануфактуру талантливых скульпторов и модельерог При нем в Мейсене работает скульптор Иоганн Готлиб Кирх нер. Затем место Кирхнера занял Иоганн Иоахим Кендлер который сделал пластическое оформление фарфора богатыл и узнаваемым.
В первой трети XVIII века фарфоровая посуда продолжа ет во многом копировать мотивы китайского классической фарфора. В росписи присутствуют бамбук, хризантемы, пионы, сосны, фантастические птицы и драконы. В этот период Мейсенской мануфактуре продолжает везти на таланты: сюда приходит выдающийся живописец А.Ф. Левенфинк. С его появлением в работах мейсенских мастеров преобладают пейзажные картины. Французские влияния широко входят в моду, и в 40-х годах появляются галантные группы, вдохновленные мастерами куртуазной живописи — Антуаном Ватто и Франсуа Буше. Эти сцены либо распространяются на всю поверхность, либо, как в шинуазри, выступают в обрамлении золоченых арабесок.
В эти же годы появляются ставшие впоследствии знаменитыми росписи «луковый узор» и «сухоцвет». Эти орнаменты еще долго будут жить на мелких фарфоровых заводах Саксонии.
Кирхнер и Кендлер
Имена Кирхнера и Кендлера знаменуют в мейсенском фарфоре начало эпохи барокко. Эти мастера придали фарфоровой массе то, чего ей до тех пор не хватало — собственный европейский стиль. Иоганн Готлиб Кирхнер, главный мастер-модельер мануфактуры, был очень способным скульптором из круга Пеппельмана. Получив возможность работать самостоятельно, он создал в фарфоре несколько блистательных шедевров. Это были корпуса часов и висячий фонтан в форме раковины, поддерживаемой атлантом.
Инициатором бурного развития фарфоровой пластики стал сам Август Сильный. Курфюрст пожелал выставить в помещениях своего Японского дворца фигуры животных из белого фарфора в натуральную величину. Задание было трудным, но интересным. Кирхнер смоделировал ряд больших скульптур. Вслед за ним созданием серии скульптур из фарфора занялся его преемник Иоганн Иоахим Кендлер. Он создал серию больших скульптур животных.
После смерти Августа Сильного Кендлер приступил к моделированию посуды. Но идея объемного фарфора не покидала его. В то время он создал подлинный шедевр фарфорового искусства столовый сервиз для графа Александра Йозефа Зулковского, названный «лебединым» сервизом. Эта работа свидетельствует об удивительной способности сочетать промоделированные формы посуды с накладными пластическими украшениями — цветами, фигурами, лебедями и дельфинами.
Именно Кендлер ввел отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе. Этот декор, оформлявшийся по-разному, и сегодня носит имена первоначальных заказчиков: «Старый Озье», «Новый Озье», «Старый Бранденштейн», «Новый Бранден-штейн», «Выпуклые цветы Гоцовского» и, наконец, «Рельефный убор Дюлонг». Все эти виды плетений, несмотря на то, что первые из них возникли еще в 30-х годах, можно увидеть вплоть до XIX века.
Время рококо
Стиль рококо, родившийся во Франции, не мог не увлечь Германию — он словно нарочно был создан для фарфора. В середине XVIII века новый стиль проявился прежде всего в мелкой пластике. Возникли аллегорические и мифологические композиции, изображения амуров, нимф, сатиров, кавалеров и дам в кринолинах, маски итальянских комедий. Затем были созданы бытовые сценки, но тоже облагороженные и изящные: крестьяне и торговцы, солдаты и охотники, пастухи и пастушки. Эта мелкая пластика пользуется невероятным успехом не только в Германии она успешно экспортируется в разные страны. Особенно много заказов поступает из России, где увлечение рококо проявляется в архитектуре, интерьерах, мебели и, конечно же, в посуде.
Между 1740-м и 1750 годами в росписи фарфора происходит смена мотивов. Вместо китайских перепевов появляются почти реалистические изображения цветов. В разных странах они называются «немецкими цветами» и напоминают ботанические атласы. В них поразительный натурализм сочетается с романтизмом. Точно и трогательно прбрисованы ветки, фрукты, птицы, бабочки, стрекозы. Такая дотошность изображения объясняется тем, что мастера росписи копировали гравюры из книг и энциклопедий по естественным наукам. Однако вскоре роспись освобождается от точного копирования, и живописная манера делается более естественной и раскованной. Во второй половине XVIII века в Мейсене создаются фарфоровые произведения с поистине виртуозной росписью.
В 1772 году по заказу Екатерины II была создана так называемая ораниенбаумская серия, состоявшая из сорока фигур и групп. В аллегорических и мифологических образах композиция прославляла Екатерину II, ее царствование и победу над турками в русско-турецкой войне. Сегодня эта серия составляет гордость эрмитажной коллекции декоративно-прикладно-го искусства.
В погоне за Севром
Конец XVIII века называется периодом Марколини. Приход итальянского художественного руководителя в Мейсен-скую мануфактуру ознаменовался новыми веяниями. Прежде всего изменились формы посуды — под влиянием моды на античность они стали более строгими. В декоре изделий тоже произошла перемена — в это время на фарфоровых мануфактурах Севра стали покрывать весь корпус чашек, за исключением медальонов. Их оставляли незакрашенными для росписи кобальтом, так называемой королевской синей. Подражая Севру, в Мейсене тоже начинают использовать один цвет. Эта техника называется гризайль. Образцы утонченных гризайлей, где одной только серой краской переданы и пейзажи, и пасторальные сценки, и мифологические мотивы, пользуются большой популярностью у покупателей. Одним из самых известных живописцев этого времени был ИГ Лениг. Расписанные им фарфоровые тарелки расходятся не только по Германии, но и по всей Европе.
Эпоха Марколини это поиски во всех направлениях. В конкурентной борьбе с другими европейскими заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую позицию, и дело даже доходит до того, что в Мейсене осуществляются работы по производственным образцам Севрского фарфорового завода. В это же время, в конце XVIII века, в Мейсене, по примеру Севра, стали изготовлять пластику из неглазурованного фарфора-бисквита Однако, в отличие от севрского, мейсенский бисквит более грубого состава давал совсем не то качество. Зернистый, синеватый и холодный по тону, мейсенский бисквит никогда не достигал уровня своего севрского образца
В XIX веке в Мейсене уже не создаются сенсационные вещи. Наиболее частой становится практика новых отливок со старых моделей.
Знак качества
Фирменный знак мейсенского фарфора скрещенные голубые рыцарские мечи. Этот бренд известен и почитаем уже 300 лет. До сегодняшнего дня, практически без изменений технологии, на знаменитой мануфактуре выполняется ручная отливка и ручная роспись. Штучные произведения мейсенских мастеров продаются не только сервизами, но и попредметно. Прежде, в советские времена, хоть Мейсен и находился на территории ГДР, восточные неллцы в советские республики его не поставляли, выполняя правительственные заказы исключительно за твердую валюту.
У маркировки мейсенского фарфора есть свои нюансы. На фарфоре периода Бетгера марки еще нет. В промежутке между 1720-м и 1725 годами нередко возникают подражания китайским надписям и рисункам. С 1723 года для маркировки посуды стали пользоваться синей подглазурной маркой, схематическим изображением посоха Меркурия или буквами К.Р.М. (Königliche Porzellanmanu-faktur) и М.Р.М. (Meißner Porzellanmanu-faktur).
На более крупных вещах, созданных в 1725—1730 годах в китайском и японском стиле, стоят буквы AR (Augustus Rex), равно как на изделиях, производившихся в дальнейшие годы для двора. И лишь с 1730 года появляется марка, которая стала традиционным знаком мейсенского фарфора; два скрещенных меча. Этот мотив взят из саксонского герба.
На фарфоре 1763—1774 годов между рукоятками мечей возникает точка — это так называемый точечный период. В эпоху Марколини (1774—1814 гг.) между мечами появляется звездочка А в 1814—1820 годах дата под мечами указывается римскими цифрами.
На бисквитной пластике марка вдавливалась или писалась кобальтом: мечи в треугольнике. Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками, чем отмечалось незаконченность вещи при отправке с мануфактуры. Эта система означала (если в марке прочерчены засечки), что предмет покидал завод отделанным не до конца и расписывался позднее.
Интересно, что у родоначальников фарфорового промысла, китайцев, самой ценной считалась посуда ручной работы с отпечатками пальцев автора В Европе на ценность сервиз; указывает качество фарфора, декор, дорогие виды отделки (ма товое золото, рельефы, роспись) и, разумеется, марка Голубьк скрещенные мечи — бренд, который за истекшие века не ут ратил своего значения.
Журнал "Антиквар"