В антикварных салонах и галереях изредка можно встретить необычные чайные чашки, украшенные портретами, силуэтами, пейзажами, памятными надписями. Это сувенирные чашки Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры.
В истории европейского фарфора Берлинская королевская мануфактура занимает особое место, но в отечественной литературе о ней написано до обидного мало. Исключением являются очерки известного историка искусства Э.К.Кверфельдта и статьи В.А.Пахомовой (Герес) Коллекционеры, музейные хранители, антиквары к берлинскому фарфору относятся с некоторой долей предубеждения и скептицизма. На протяжении столетий над этим фарфором витает тень «вторичности» по отношению к наследию Майсенской мануфактуры, завораживающему своими достоинствами и мифологизированными недостатками. Однако изящные статуэтки Берлинского завода второй половины XVIII века, сервизы «тет-а-тет», «дежене», «солитеры», вазы, декорированные топографическими пейзажами и архитектурными видами, желанные объекты частных и музейных коллекций. Особый интерес представляют подарочные, или, как их еще называют, сувенирные чашки, которые завод выпускал в 1790—1840-е годы.
Основателем первой фарфоровой мануфактуры в Берлине был крупный предприниматель, владелец суконных фабрик Вильгельм-Каспар Вегели. По разрешению прусского короля Фридриха II Великого он в 1752 году открыл фарфоровое предприятие и пригласил на работу мастеров из Хёхста и Майсена. Основной продукцией мануфактуры в то время были своеобразные, характерные для немецкого рококо фигурки, созданные майсенским модельмайстером Э.Х.Райхардом. Эти фигурки сегодня большая редкость, поскольку мануфактура Вегели просуществовала всего пять лет (в 1757 году она закрылась по экономическим причинам) На изделиях мануфактуры Вегели ставили кобальтовой краской литеру «W»
Второй период в истории мануфактуры был еще короче (1761-1763год), и связан этот период с именем известного негоцианта и ценителя искусств И.Э.Готцковского. Он сумел привлечь к сотрудничеству майсенских арканистов (от латинского arkanum — владеющий тайной) талантливого и изобретательного модельмайстера Ф.Э.Мейера, живописцев-миниатюристов И.Б.Боррмана, К.В.Бёма, И.Х.Клипфеля. Это обеспечило изделиям мануфактуры Готцковского (маркированным подглазурной кобальтовой печатью с орлом и скипетром) высокий художественный уровень и возможность конкурировать с изделиями знаменитых европейских мануфактур. Особенно популярными в ассортименте мануфактуры Готцковского были аллегорические фигурки серий «Четыре стихии», «Времена года», «Части света». Несмотря на многочисленные привилегии, дарованные заводу королем (например, бесплатное снабжение дровами, что было немаловажно в то время, беспошлинный ввоз материалов, монопольное право торговли фарфором в Пруссии), производство оказалось убыточным, и Готцковский вынужден был продать мануфактуру. Купил ее Фридрих II, который был тонким ценителем и страстным коллекционером фарфора. Под его патронажем и начался третий, очень важный и сложный период в жизни мануфактуры, который получил название «королевский», длился он полтора столетия до 1918 года. Бывшая Берлинская королевская мануфактура сегодня является Государственным фарфоровым заводом.
Расцвет Берлинской мануфактуры пришелся на 1760—1780-е годы. В то время ее изделия отличались высоким качеством массы, приобретавшей после обжига безукоризненную белизну, яркими и сочными красками, качеством росписи глянцгольдом, разнообразием рельефного декора и орнаментов. Мануфактура выпускала предметы для украшения интерьеров рамы для зеркал и люстры, каминные часы и гарнитуры ваз, скульптуру, репрезентативные сервизы, достойные украсить парадные столы европейских монархов. Один из таких знаменитых сервизов был выполнен в 1770—1772 годах для подарка русской императрице Екатерине II. Король дарил фарфор своей мануфактуры и наследнику русского престола великому князю Павлу Петровичу как залог будущих дружественных отношений между Пруссией и Россией. Он писал, что чувства, которые он испытывает к Павлу, не столь хрупкого свойства, как подаренный им фарфор. В Эрмитаже хранятся изысканные чашки 1770-х годов с написанными в технике гризайль профильными портретами Фридриха II, Екатерины Великой, с парным изображением цесаревича Павла Петровича и его невесты, принцессы Софии-Доротеи-Августы-Луизы Вюртембергской.
Э.К.Кверфельдт в книге «Фарфор», из данной в 1940 году, приводит любопытные сведения о том, как Фридрих II заботился о популяризации продук ции своего завода. В 1769 году он издал указ, по которому все евреи, вступавшие в брак, приобретавшие земельные наделы или открывавшие ремесленные мастерские, были обязаны на 300 талеров купить на заводе фарфоровые изделия для реализации за границей. «Общество лотерей» тоже должно было брать на заводе фарфор на 6 000 талеров в год. Современники относились к этому указу с иронией, свидетельство тому насмешливое упоминание о нем Гёте в книге «Поэзия и правда» Указ был отменен только после смерти короля в 1786 году На рубеже XVIII и XIX веков Берлинская мануфактура стала одним из успешных предприятий как в техническом, так и художественном отношении. Наряду с Севром и петербургским Императорским фарфоровым заводом она заняла ведущее положение в европейской художественной промышленности.
Исторические катаклизмы, которые в то время потрясали Европу, оставили свой след и на продукции Берлинской мануфактуры. На смену изысканному стилю рококо пришел классицизм, который изменил форму и отделку фарфора. Изменился и ассортимент выпускавшихся изделий. После долгих лет войны и наполеоновской оккупации главной ценностью для немцев становился мирный дом и тихие радости семейной жизни. Востребованными в то время оказались не грандиозные сервизы, а отдельные фарфоровые чашки. Чашка вошла в моду. Как сувенир, ее привозили из путешествий, дарили в знак дружбы или любви. Это ценный подарок ведь фарфор попрежнему весьма дорог. Это дорогой подарок ведь это свидетельство сердечной приязни и нежных чувств. Такие чашки не ставили на стол, из них не принято было пить чай их бережно хранили в горках-витринах вместе с воспоминаниями, которые были с ними связаны. Благодаря этому до наших дней и дошли образцы хрупких изделий Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры. Ее подарочные чашки свидетели своего врепил ее Фридрих II, который был тонким ценителем и страстным коллекционером фарфора. Под его патронажем и начался третий, очень важный и сложный период в жизни мануфактуры, который получил название «королевский», длился он полтора столетия до 1918 года. Бывшая Берлинская королевская мануфактура сегодня является Государственным фарфоровым заводом.
Расцвет Берлинской мануфактуры пришелся на 1760—1780-е годы. В то время ее изделия отличались высоким качеством массы, приобретавшей после обжига безукоризненную белизну, яркими и сочными красками, качеством росписи глянцгольдом, разнообразием рельефного декора и орнаментов. Мануфактура выпускала предметы для украшения интерьеров рамы для зеркал и люстры, каминные часы и гарнитуры ваз, скульптуру, репрезентативные сервизы, достойные украсить парадные столы европейских монархов. Один из таких знаменитых сервизов был выполнен в 1770—1772 годах для подарка русской императрице Екатерине II. Король дарил фарфор своей мануфактуры и наследнику русского престола великому князю Павлу Петровичу как залог будущих дружественных отношений между Пруссией и Россией. Он писал, что чувства, которые он испытывает к Павлу, не столь хрупкого свойства, как подаренный им фарфор. В Эрмитаже хранятся изысканные чашки 1770-х годов с написанными в технике гризайль профильными портретами Фридриха II, Екатерины Великой, с парным изображением цесаревича Павла Петровича и его невесты, принцессы Софии-Доротеи-Августы-Луизы Вюртембергской.
Э.К.Кверфельдт в книге «Фарфор», из данной в 1940 году, приводит любопытные сведения о том, как Фридрих II заботился о популяризации продук ции своего завода. В 1769 году он издал указ, по которому все евреи, вступавшие в брак, приобретавшие земельные наделы или открывавшие ремесленные мастерские, были обязаны на 300 талеров купить на заводе фарфоровые изделия для реализации за границей. «Общество лотерей» тоже должно было брать на заводе фарфор на 6 000 талеров в год. Современники относились к этому указу с иронией, свидетельство тому насмешливое упоминание о нем Гёте в книге «Поэзия и правда» Указ был отменен только после смерти короля в 1786 году На рубеже XVIII и XIX веков Берлинская мануфактура стала одним из успешных предприятий как в техническом, так и художественном отношении. Наряду с Севром и петербургским Императорским фарфоровым заводом она заняла ведущее положение в европейской художественной промышленности.
Исторические катаклизмы, которые в то время потрясали Европу, оставили свой след и на продукции Берлинской мануфактуры. На смену изысканному стилю рококо пришел классицизм, который изменил форму и отделку фарфора. Изменился и ассортимент выпускавшихся изделий. После долгих лет войны и наполеоновской оккупации главной ценностью для немцев становился мирный дом и тихие радости семейной жизни. Востребованными в то время оказались не грандиозные сервизы, а отдельные фарфоровые чашки. Чашка вошла в моду. Как сувенир, ее привозили из путешествий, дарили в знак дружбы или любви. Это ценный подарок ведь фарфор по-прежнему весьма дорог. Это дорогой подарок ведь это свидетельство сердечной приязни и нежных чувств. Такие чашки не ставили на стол, из них не принято было пить чай их бережно хранили в горках-витринах вместе с воспоминаниями, которые были с ними связаны. Благодаря этому до наших дней и дошли образцы хрупких изделий Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры. Ее подарочные чашки свидетели своего вре-пил ее Фридрих II, который был тонким ценителем и страстным коллекционером фарфора. Под его патронажем и начался третий, очень важный и сложный период в жизни мануфактуры, который получил название «королевский», длился он полтора столетия до 1918 года. Бывшая Берлинская королевская мануфактура сегодня является Государственным фарфоровым заводом.
В собрание западноевропейского фарфора Музея прикладного искусства Петербургской художественнопромышленной академии входит коллекция подарочных чашек Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры. Она охватывает период с конца XVIII до начала XX века и наглядно демонстрирует стилистические изменения в художественном фарфоре этого предприятия.
Так, 1780-ми годами датируется изящная чашка грушевидной формы (модель Neuglatt), украшенная медальоном из венка цветов, перевитых лентой, и изображением женского чепчика с розовым бантом и цветами мака. Медальон обрамляет сделанная пурпуром надпись по-французски: «Проснись, спящая красавица» На другой стороне чашки, симметрично, помещен черный силуэт стоящей собаки. На зеркале блюдца лежащая на фоне пейзажа серая кошечка в чепчике. Надпись гласит: «Не будите спящую кошку» В силуэте чашки, затейливой форме ее ручки, в характере росписи ощущаются отголоски фридерианского рококо. Чашка выполнена по индивидуальному заказу, смысл изображения и надписей носит очень личный характер, мы можем лишь догадываться об их значении для заказчика.
Таким же сентиментальным настроением проникнуто аллегорическое изображение на чашке трезура, датируемого 1780-ми годами (трезур комплект, состоящий из чашки и блюдца с «коронкой», в которую эта чашка ставилась) Обвитый розовой лентой венок из нежно-голубых незабудок обрамляет медальон с купидоном на облаках. У ног божества любви лежат лук, колчан со стрелами и розы. Немцы считают незабудки символом любви и верности. Кроме того, они верят, что незабудка волшебный цветок, который помогает узнать имя избранника или избранницы.
Цветочные и растительные мотивы были необычайно популярны в декоре берлинского фарфора. В конце XVIII первой половине XIX века подарочные чашки украшали астрами и гвоздиками, розами и маками, примулами и вьюнками, васильками и колосьями, венками из дубовых и лавровых веток, гирляндами из стеблей плюща и виноградных лоз. Это были романтические послания на языке цветов, хорошо понятном в то время адресату.
В 1790-х годах и в первом десятилетии XIX века на Берлинской фарфоровой мануфактуре окончательно утвердился стиль классицизм. Широкой популярностью пользовались чашки, которые подражали формам античных сосудов, таких, к примеру, как киаф черпак для вина, кратер, амфора. На Берлинской мануфактуре разрабатывали модели чашек «Konischform», «Antique glatt», «Campaner Form», «Glockenbecherform» и др. Увлечение античностью оставило свой след и в росписи, украшавшей чашки. Появились орнаменты с пальметтами, меандрами, овами, антемиями. Их писали золотом и приглушенными по тону красками на белом глазурованном фоне.
В первой трети XIX века были популярны и пользовались большим спросом подарочные чашки с видовой полихромной живописью. На них талантливые и высококвалифицированные художники Берлинской мануфактуры изображали монументы, городские пейзажи, памятники архитектуры и только что построенные здания. Эти виды имели конкретные адреса, в отличие от пейзажей на фарфоре XVIII века, сочиненных художником. Жанр топографического пейзажа появился на изделиях Берлинской мануфактуры не случайно это отражение сложных духовных и социальных процессов в жизни прусского общества после завершения войны с Наполеоном. Подъем национального духа, гордость за возрождавшуюся отчизну, ожидание и страстное желание новизны нашло свое отражение и на таком драгоценном материале, как фарфор.
В 1835 году была изготовлена чашка в форме кратера с высокой профилированной ручкой. На чашке изображено здание Старого музея, построенного К.Ф.Шин-келем в самом центре Берлина в 1823 —1830 годах. Поражает удивительная, почти фотографическая точность, с которой мастер-миниатюрист передал все архитектурные детали постройки. Следствием этой педантичности изображения стала некоторая суховатость и безжизненность росписи, которые часто вменяют в вину берлинскому фарфору того периода.
Обильно покрытые позолотой снаружи и внутри чашки в то время напоминали монументальные декоративные вазы, которые сегодня встречаются в интерьерах знаменитых дворцов-музеев Германии и Петербурга.
В особую группу можно выделить чашки патриотической тематики. На них помещали портреты военных, аллегорические изображения войны и мира, обрамленные лавровыми и дубовыми венками, пальмовыми листьями. Обычно роспись сопровождалась глубокомысленными и пафосными надписями типа: «С Богом за Короля и Отчизну», «Храни Вас венок победителя!», «Победителю слава!» На чашках этой группы помещались также изображения восьмиконечных крестов, которые в Германии были высшей воинской наградой. Железный крест был учрежден королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским в 1813 году во время войн с Наполеоном. Форма этого креста в геральдике называется «патте», что по-французски значит «лапа», поскольку она напоминает четыре лапы. Эту эмбле му помещали на фарфоровых чашках вплоть до Первой мировой войны. Изображение Железного креста стало составной частью промышленной марки Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры в 1914—1918 годах наряду с державой, скипетром и литерами «К.Р.М.» Крест в марке мог быть нанесен по трафарету синим подглазурным кобальтом или поверх глазури красной или черной краской. В Первую мировую войну мануфактура выпускала простые по форме цилиндрические чашки с петлеобразной ручкой, расписанные изображениями знамен, штандартов различных полков. В центре композиции помещалась колесница-квадрига, которой управляла крылатая дева Виктория. Эти чашки предназначались для подарков отличившимся воинам немецкой армии.
Но основной продукцией Берлинской мануфактуры в XIX веке оставались чашки с сентиментальными композициями. Менялись их формы и техника росписи, но неизменным оставались сделанные на них поясняющие трогательные надписи.
…На колоколообразной чашке (до 1837 года), в овальном медальоне, изображен обелиск, обвитый гирляндой из плюща. К обелиску задумчиво склонился Ангел. Над медальоном написано: «Пусть Твои дни будут наполнены дружбой, любовью и радостью».
…На белом фоне аналогичной по форме чашки в венке из незабудок помещена дата «8 ноября 1811». Под ней написано: «Воспоминание обладает тысячью спокойных радостей» Мы можем только гадать, что значила эта дата в жизни двоих людей. Время навсегда унесло эту тайну, а хрупкий фарфор смог ее пережить, сохранив для нас это необычное послание из XIX века. Такой же загадкой можно считать чашку, изготовленную на Берлинской мануфактуре в период между 1849 и 1870 годами. На чашке изображен фрагмент партитуры музыкального произведения, есть надписи: «Die Generalprobe» и «von G. Wisenedep>. На блюдце глянц-гольдом написаны раскрытая нотная тетрадь и ударные музыкальные инструменты.
Несомненно, подарочные, сувенирные чашки заслуживают и более пристального внимания, и глубокого изучения, поскольку это особые памятники не только материальной, но и духовной культуры. Они могут о многом поведать дотошному исследователю.
В Германии подарочные чашки довольно часто встречаются в антикварных галереях и на аукционах. Цена их колеблется в диапазоне от 1 000 до 1 800 евро за изделия со скромным цветочным декором, несмотря на то, что они датируются 1790—1800 годами. Чашки формы «Antique glatt», с росписью античными мотивами и рельефным золотом, стоят от 3 500 до 4 000 евро. Чашки с пейзажами 1840—1850-х годов (даже без блюдца) от 3 000 до 4 000 евро.
Необходимо отметить, что на Государственной мануфактуре после 1928 года повторяли чашки начала XIX века с изящными бисквитными барельефами на матовом золотом фоне овального медальона. На одной чашке был изображен профиль королевы Луизы, на другой короля Фридриха Вильгельма III. Автором этих раритетов был ведущий скульптор Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры Леонард Пош. Эти повторения оцениваются на немецком антикварном рынке от 500 до 800 евро, хотя на редко встречающиеся экземпляры начала XIX века цена поднимается до 2 500 евро.
Подарочные чашки Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры таят в себе еще множество загадок. Тем интереснее ими заниматься.
Журнал "Антиквар"