Иконописная мастерская Киево-Печерской лавры и ее организация.
Отсутсвие документальных источников и ограниченность сведений ззатрудняют исследование деятельности киевской иконописной школы до XVIII столетия.Пожар, случившийся в Лавре в апреле 1718 года, наряду с многочисленными церковными ценностями уничтожил и весь архив. Свидетельства и имеющиеся документы относятся уже к более позднему времени и позволяют воссоздать дальнейшую историю иконописной мастерской. Исследователь украинского искусства П.Н. Жолтовский высказывает предположение, что в конце XVII века в Киево-Печерской лавре уже функционировала школа иконописи. С ней ученый связывает деятельность гравера Антония Тарасевича[1]. В своей работе П.Н. Жолтовский приводит подробное описание лаврской мастерской начала 18 века в, предаставлявшей собой "художественное заведение, состоящее из матерских отдельных монахов-иконописцев, при которых учились ученики — "юнцы". Обучение организовывалось по цеховому типу и было рассчитано на последовательное овладение рискунком и живопсью. Работали монахи со своими "юнцами" по кельям , однако все они составляли единую мастерскукю имевшую собственные учебные пособия и подборку образцовых ученических работ. Со временем келейные занятия были заменены на обучение в объединенной лаврской мастеркской , организованной в 1763 году. М. Истомин , один из первых исследователей истории обучения живописи в Киево-Печерской лавре, считает, что реорганизация 1763 года разделила всю историю развития этой школы на два периода. П.Н. Жолотовский же опровергает подобное мнение, утверждая, что лаврские художники всегда составляли единую мастерскую как до 1763 ,так и после. Во главе всегда стоял начальник. Первыми были Иоанн Максимович и Феокстист Павловский, руководившие мастерской с 1724-го по 1744 год, затем , в 1744-1755 годах , — Алипий Галик, после него — итальянский художник В. Фредериче, а с 1763 года реорганизованную "большую мастерскую" возглавил Захария Голубовский.
Основные этапы обучения иконописи.
Под руководством опытных монахов-иконописцев обучалось две категории учеников: "юнцы", приравнивавшиеся к низшим слоям монастырской братии, и собственно "ученики", составляющие категорию цеховых подмастерьев. Небольшую группу несовершеннолетних учеников называли "выростками".В мастерскую поступали на определенный срок, раньше окончания которого не имели права оставить учебу. "Юнцы" и "ученики" получали продовольствие и одежду. Отношения между ними и руководителями имели патриархально-авторитарный характер. Основу обучения составляло перерисовывание гравюр из различных западно-европейских, большинство из которых привез в лавру еще Антоний Тарасевич. Преимущественно это были немецкие, французские, голландские и английские издания 17 века.
На первой стадии обучения перерисовывались обнаженные фигуры и отдельные части тела — руки, ноги. Рисовали так же скелет человека, делали анималистические зарисовки. После подобных зарисовок переходили к фигурам пророков, апостолов, аллегорическим персонажам, уделяя особое внимание изображению сложных драпировок.Параллельно копировали серии западно-европейскиз исторических портретов , перерисовывая некоторые из низ с гравюр Л.Тарасевича и других украинских художников, повторяли голландские и фламандские гравюры, изображающие бытовые и батальные сцены. Срисовывание не исключало и упражнений с натуры, о чем свидетельствуют сохранившиеся ученические зарисовки.
Вторая и основная стадия учебы — обучение собственно живописи. Выполнялись проекты иконостасов и монументальных росписей, произведений деокративно-прикладного искусства
К выполнению заказов на оформление храмов часто привлекались учении. При этом между мастерами и учениками существовало определенное разделение труда мастера выполняли наиболее важные участки изображения(голову и лицо), а остальное("доличное письмо") поручалось обычно ученикам.
Иконопиная школа Киева ХIX века.
В 1866 году монастырская иконописная школа была официально объявлена учебным заведением , цель которого являлось не только практическое обучение иконописи, но также и основательное изучение рисунка и живописи.
По сообщению О. Лопухиной, школа, как и позолотная мастерская, находились в ведении иконописной мастерской. Деятельность их курировалась одним из иеромонахов-иконописцев Лавры.
В 1880-х года для иконописной мастерской было выстроено двухэтажное здание (восточнее Трапезной церкви) Написание икон, как и прежде, являлось одним из видов монастырского послушания. Работали здесь монахи и послушники. В этой же мастерской практиковались и ученики и иконописной школы.
Согласно уставу школы половину учебного времени занимала иконопись. Занятия проводились с октября по март. На протяжении оставшиеся шести месяцев ученики под руководством преподавателя выполняли заказы по написанию икон для иконостасов и росписи храмов.
В 1888 году список лаврских иконописцев составлял 23 человека. В 1901 году по ведомостям иконописной и позолотной мастерских в нем насчитывалось 11 монахов и 30 послушников. В 1906-1910 года 25 художников работали под руководоством И.С. Ижакевича и В.Д. Сонина
В 1906 году, в соответствии с решением Духовного собора Лавры, иконописная школа прекратила свое существование как отдельное учебное заведение. Было решено удерживать 10 малолетних учеников на полном пансионе при иконописной мастерской(вместо 20 учеников в школе).
Деятельность мастерской была ориентирована прежде всего на собственные потребности монастыря. Икон на заказ и для продажи писалось мало. В последней четверти 19 века основной объем работ приходился на обновление монументальной живописи и икон в лаврских храмах, проводившееся методами традиционной церковной реставрации. В отличие от 18 века, в следующих столетиях входит в практику приглашение профессиональных художников для выполнения живописных работ в храмах. Местные мастера участвуют в росписи лишь в роли подмастерьев.
Представление о деятельности иконописной мастерской, о характере и объеме работ дают архивные документы. Ежегодные отчеты содержат конкретный перечень выполненных работ за каждый месяц года с указанием их стоимости.
Особенности киевской иконописной школы.
Иконописные работы мастерской Киево-Печерсккой лавры на протяжении всей ее деятельности характеризуются высокими техническим и художественным уровнями, свидетельствующим о зрелости и профессионализме их исполнителей. В художественном отношении лаврская мастерская отличалась, с одной стороны, приверженностью традициям канонической иконописи, с другой — открытостью для новых художественно-стилевых влияний.
Привлекает особое внимание икона "Успение" из церкви Рождества Христова в Киеве, являющаяся повторением древнего образа, выполненного по гравюре Ивана(в монашестве Иннокентия) Щирского 1686 года. В старину икона "Успение" была привезена из Константинополя и установлена в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Иконы праздничного ряда иконостаса Успенского собора "Рождество Христово" и "Въезд в Иерусалим" представляют зрелый стиль украинского барокко с его сложными пространственными композициями, яркой насыщенностью красок, богатством и широтой цветового звучания.
Пятирядный барочный иконостас собора впечатлял своим величием и красотой. Создали его мастера лаврской школы, воспитанные на лучших образцах западноевропейской живописи. Овладев приемами, характерными для светского искусства, он привнесли их в национальные художественные традиции. Архивные источники не называют всех имен исполнителей иконостаса. Упоминается лишь Стефан Лубенченко (Лубенский), выполнивший иконы местного ряда и Аким Глинский, оформивший иконостасы двух боковых приделов.
Многофигурная композиция "Рождества" ближе, скорее, к западноевропейской гравюре, нежели к традиционной византийской иконе. Светотеневая моделировка объемов, перспективное решение пространства, сложные архитектурные фоны, введение ночного пейзажа, светский облик острохарактерных персонажей говорят об умелом использовании наработок европейской живописи в традиционной системе иконописи.
Икона "Въезд в Иерусалим" также отражает реминисценции западноевропейских графических образцов. Сцена торжественной встречи Иисуса Христа носит жанровый характер и построена с использованием законов перспективы. От традиционной иконописной системы остается лишь ритмичность в размещении фигур. Общее мажорное цветовое решение вполне соответствует духу украинского барокко.
Икона "Святая Екатерина" из Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах представляет киевскую школу середины 18 века — периода ее расцвета. Характер живописи позволяет говорить о профессионализме, хотя вопрос авторства остается открытым (иконы лаврской мастерской анонимны, ишь некоторые ученические рисунки подписаны).
Святую Екатерину, известную своей ученостью, на Западе считали покровительницей студенчества. В Киеве, где в это время очень силен дух просветительства, святая становится весьма почитаемой — немало произведений живописи и графики конца 18 века свидетельствуют об этой.
На иконе из Крестовоздвиженской церкви Екатерина предстает в образе красивой девушки в грациозной позе с легким румянцем на щеках. В руках она держит пальмовую ветку — символ мученичества. Образ Екатерины похож скорее на светский портрет аристократки, чем на портрет святой. Лишь атрибуты пыток напоминают о ее страданиях. Подобное решение образа является закономерным для барокко, где красота и праздничность бытия переплетаются с аллегорией и символикой идеи.
Иконостас Крестовоздвиженской церкви сооружен в 1769 году. Иконы для него писал известный иконописец Захария Голубовский, в 1772-1777 годах обновлявший настенные росписи Успенского собора.
Икона "Благовещение" из Борисоглебской церкви решена в духе позднего барокко, где принципы декоративности становятся главенствующими. Орнаментирование золотом характерно для икон этого периода. Вместе с тем уже здесь ощущается некоторая холодность, академичность, свойственная последующему этапу украинской иконописи.
В иконе "Святые Варвара и Иоанн Воин" из Андреевской церкви еще можно заметить отголоски иконописной традиции, однако здесь явно доминирует утверждение новых светских основ живописи.