Феликс Шопен — бронзовый кудесник.

В представлении многих со временных любителей антиквариата имена Феликса Шопена и Евгения Александровича Лансере связаны неразрывно и, как правило, ассоциируются с камерной реалистической скульптурой 1870—1880х годов. Но только ли скульптуру выпускала фабрики Шопена, историю которой можно назвать, перефразируя известную цитату, «зеркалом русского бронзолитейного дела XIX века?

Читать далее

Цены на книги. Май 2007

Книжный аукционный сезон в Европе по-настоящему открылся лишь в марте, но за первые два месяца торгов 2007 года на рынке всё же промелькнули, переходя от старого хозяина к новому, несколько очень интересных и известных российских изданий, автографов и «Россики». Они были проданы через аукционы не крупные, но из-за этого не менее интересные.

Читать далее

Благотворительные торги «Гелоса»

В рамках Венского Бала который состоится в Национальной Опере Украины в 22-00 Аукционный Дом "Гелос" проведёт благотворительный аукцион, вырученные средства с которого пойдут на приобретение оборудования для лечения детей с онко-заболеваниями.

Читать далее

Алло, “Гелос” слушает!

Антиквариат — тема специфическая. Но по тому, как много было звонков и насколько они были разные, стало понятно: все больше людей в стране (а звонки были не только из Москвы и не только из России) достигли такого уровня благосостояния, что они все чаще задумываются: куда вкладывать деньги. Думаем, президент аукционного дома “Гелос” Олег Стецюра (у него, кстати, на днях был день рождения, с чем мы его и поздравляем) дал им немало дельных советов, заодно обсудив наиболее животрепещущие темы нашей жизни. Судите сами.

Читать далее

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Главный интерес на торгах будет сконцентрирован на нескольких лотах. В первую очередь это, конечно, икона "Воскресение — Сошествие во ад с 20 праздниками" второй половины XVI века, памятник является высочайшей историко-культурной, музейной, национальной ценностью. Икона "Воскресение" связана с кругом памятников, созданных в недолгий, но очень важный для русской культуры период реформ раннего этапа правления Ивана Грозного. Русское самодержавие, пришедшее на смену государству великих московских князей, нуждалось в обновлении политической и духовной идеологии. Концептуальные изменения затронули и сферу изобразительного языка. Изначально, судя по всему, икона принадлежала представителю московской аристократии третьей четверти XVI века, видимо, близкого к кругу митрополита Макария и царскому двору Ивана Грозного. На это указывают особенности иконы. Она представляет собой сложную композицию из 21 сюжета с участием 180 персонажей. В составе сюжетов и сцен есть уникальные или очень редкие, многие иконографические детали, безусловно, оригинальны. В основе иконы лежит некий сложный теологический трактат, богословская программа, свидетельствующая о высокой образованности создателей образа. Все подобные иконы этого времени, то есть многофигурные композиции с утончённым идейно-догматическим содержанием, производились по заказу московской духовной и царской власти. Иной среды их бытования не было, поскольку сама концепция иконы-трактата была лично разработана митрополитом Макарием, причём ряд икон этого рода вызвал нападки более ортодоксальных церковных слоев, приведшие к целому процессу на московском соборе "на еретиков" 1553 года. Стиль, качество исполнения, содержание тесно сближают представленную икону с небольшим кругом сохранившихся памятников высшего порядка той эпохи, позволяют говорить о ней как о произведении национального значения.

"Сейчас икона — собственность московского художника, рассказали в Аукционном доме "Гелос". — Владелец не связан с антикварной торговлей, это человек искусства, а икона была куплена им по случаю в семье в начале 1980-х годов (в то время он увлекался коллекционированием икон). С тех пор икона хранилась у него дома, ни разу не продавалась, не покупалась".

Ещё один интересный лот предстоящего аукциона — это ковш-черпак с вензелем мемориальной гравировкой: "Его Императорское Величество Государь Императоръ Николай II изволитъ собственноручно наливать водку, чтобы пить за здоровье полка и 21 мая 1896". Ковш имеет мемориальную ценность, связанную с военной историей царской России. "С 9 по 27 мая 1896 года в Москве проходили коронационные торжества — рассказал президент "Гелоса" Олег Стецюра. — 21 мая 1896 года Николай II прибыл к Ходынскому лагерю, где были построены рота Павловского военного училища. 7-й гренадерский Самогитский полк, эскадрон конно-гренадерского полка и 1-й драгунский Московский полк. Возможно, тогда царь и пил чарку в каком-то из полков, что являлось традицией, как полковые праздники и обеды в высочайшем присутствии". Ковш представляет интерес и как предмет, созданный мастером KL который, как доподлинно известно, работал и для московского филиала фирмы Карла Фаберже. Ковш имеет антикварное и коллекционное значение, является раритетным предметом на современном антикварном рынке.

Ещё один предмет, который может заинтересовать коллекционеров, — бронзовая статуэтка известного скульптора Александра Архипенко (1887-1964) "Голубая танцовщица" (имеет на основании факсимиле Archipenko). Наследие Архипенко имеет огромное значение для всего мирового искусства XX столетия. Он был первым кубистом в скульптуре и является непререкаемым авторитетом для выдающихся скульпторов прошлого века, таких как Генри Мур, Джакометти и многих других. На аукционе Christie's в прошлом году бронзовая статуэтка Архипенко "Женщина" ушла за 1,5 млн. фунтов, установив тем самым новый ценовой рекорд для работ мастера. Так что интерес к статуэтке может быть очень большим. Интересные лоты ждут коллекционеров и на Украине, о них и о том, как продвигается экспансия "Гелоса" на Украину, рассказал президент Олег Стецюра:

"У нас давно существует киевский филиал, и год назад мы объявили о намерении проводить регулярные аукционные торги и на Украине. За это время мы поняли, что Украина — совсем другая страна, несмотря на нашу общую историю и культуру, близкий язык и некоторую психологическую привязанность. Мы надеялись, что перед нами не будет барьеров, но они есть, и не только политические, но и экономические. Страна живем совсем по другим законам. Декларированная ориентация на Запад — как на самом деле ее можно воплотить в жизнь, если чиновники на местном уровне интерпретируют законы, как им вздумается? 11 это не голословные обвинения — у нас есть документально подтверждённые факты. Аукционный дом не может работать в тени, сама модель такого рода бизнеса может быть только легальной. И мы открыты и законопослушны. Но появляются чиновники, которые строят нам препоны, пуская в ход и "телефонное право", и древний способ "не мытьём, так катаньем".

Мы столкнулись с тем, что приходится выстраивать всё с нуля, завоёвывать доверие людей. И только сейчас люди стали к нам приходить, стали появляться интересные предметы. Ведь в чём выгода для владельца раритета в продаже предмета через аукцион? На него выходит наибольшее количество потенциальных покупателей, в торгах участвуют коллекционеры, заинтересованные именно в этом предмете, а значит, и цена на него существенно вырастает. И украинцы, киевляне убедились в этом на собственном опыте, стали более активно принимать участие в торгах. Другой момент, первое время смущавший потенциальных продавцов — немаленький налог, который им придётся заплатить, если принадлежащий предмет уйдёт по высокой цене. Чтобы как-то этот процесс сделать более комфортным для владельцев предметов, мы устанавливаем нулевой процент. Это значит, что владелец полностью получает сумму, которая определилась в результате торга. При этом сами мы работаем на Украине, что называется, "в ноль". Но мы всё же надеемся, что ситуация изменится к лучшему. Несмотря ни на что, люди с нами сотрудничают, приносят действительно интересные вещи. Вот и в этом сезоне будет два таких лота па Киевском стринге — это этюд Исаака Левитана "Розовые камни" и статуэтка "Катерина" с текстом из поэмы Т.Г. Шевченко на основании".

Мария Ческис.