«Баба-Яга, костяная нога» О судьбе двух изданий одной некрасовской сказки.

Как это ни покажется странным, но такое серьёзное дело, как собирать или коллекционировать антикварные книги, как и многое другое в нашей жизни, подвержено моде. Такой вывод сделан автором на основании более чем 60-летнего собственного опыта. Когда я начал собирать книги (1947-1960 годы), в моде было коллекционирование собраний сочинений русских и переводных классиков в изданиях, как правило, первой половины XX века. Сотни, а может, и тысячи собирателей путешествовали по букинистическим магазинам и посещали в воскресные дни «дикий» книжный рынок, который перемещался в зависимости от активности милиции по Кузнецкому мосту от Рождественки до проезда Художественного театра.

В последующие годы (1961-1970 годы) книголюбы отказались от собирательства массовых собраний сочинений и стали интересоваться более ценными и редкими изданиями конца ХIХ-начала XX века и, наконец, уже более 30-40 лет коллекционируют прижизненные и первые издания русских писателей, иллюстрированные издания первой половины XIX века и т. п., иными словами, антикварные книги. Понятно, что таких книг в торговом обороте появляется все меньше и меньше. Ведь их тиражи были невелики, как правило, около тысячи экземпляров. Естественно, за период их существования (150-200 лет) многие экземпляры были
истрачены, или, как говорят книголюбы, «зачитаны», иллюстрации (гравюры и литографии) утеряны.

С годами такое положение только усугубляется. Цены на них растут. Но дело даже не только в этом. Просто подобных книг в продаже почти не бывает. В связи с этим нам пришла в голову идея. Мы задались вопросом, полностью ли использован «ареал» (используем для оригинальности «звериный» термин) редких книг, достойных внимания собирателей? Все ли они упомянуты в многочисленных каталогах и описаниях редких книг с интересной судьбой? Ведь расширение их перечня может несколько облегчить деятельность не только нынешних, но и будущих собирателей. Настоящий рассказ является одной из попыток в этом направлении.

Всем библиофилам, да и многим литературоведам хорошо известна история с изданием Н.А. Некрасовым первой книги стихотворений под названием «Мечты и звуки». Эта книга вышла в свет в 1840 году и практически не была распродана. Огорчённый автор отобрал в магазинах непроданные экземпляры и большинство из них, по его собственному признанию, уничтожил.

В 1935 году издательством «Академия» была опубликована работа Н.С. Ашукина «Летопись жизни и творчества НА. Некрасова». В ней подробнейшим образом изложены даты издания всех прижизненных произведений поэта. Были отмечены и даты, а также некоторые характеристики изданий сказки «Баба-Яга, костяная нога». Первое издание было выпущено не позднее 22 февраля 1841 года, т. е. менее года спустя после выпуска книги «Мечты и звуки». Сказка «Баба-Яга, костяная нога» была написана по заказу издателя лубочной литературы В.П. Полякова и была издана без имени автора. Цитирую текст из работы Н.С. Ашукина:«… более точные данные о дате цензурного разрешения, тираже и т. п. установить не удалось, так как книги не оказалось в крупнейших книгохранилищах: библиотеки им. Ленина, ИРЛИ. Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Академии наук СССР.

В хранящемся в моём собрании экземпляре сказки можно прочитать: “Печатать позволяется” 8 октября 1840 года, ценсор Евстафий Ольдекапъ, как мы знаем, печально известный изданием в 1822 году “Кавказского пленника” на немецком языке».

Но не только этим обстоятельством сказка «Баба-Яга, костяная нога», написанная девятнадцатилетним Н.А. Некрасовым, перекликается с произведением молодого А.С. Пушкина. Сюжет некрасовской сказки весьма сходен с сюжетом поэмы «Руслан и Людмила», написанной автором примерно в таком же возрасте.

Поэма «Руслан и Людмила», выпущенная первым и вторым изданием соответственно в 1820 и 1822 годах тиражом по 1200 экземпляров, была к 1840 году, вероятно, «зачитана». Поэтому выпуск некрасовской сказки был, по-видимому, коммерчески успешным, так как практически остались считанные её экземпляры. Кроме приведенной ранее цитаты из работы Н.С. Ашукина, ни в одном из каталогов крупнейших частных коллекций Н.П. Смирнова-Сокольского, И.Н. Розанова, М.С. Лесмана, а также в наиболее известных библиографиях редких русских книг, выпущенных до Октябрьской революции, мы не нашли упоминания об этой книге.

Наш экземпляр имеет пятна на ряде страниц, тем не менее он переплетён, несомненно, более 100 лет тому назад в известной переплётной мастерской «Гринберг мастерская и магазин Москва», о чём свидетельствует фирменная наклейка на внутренней стороне передней крышки переплёта. На корешке имеется скромное тиснение «Баба-Яга», выполненное, несомненно, золотом, так как сейчас, когда я пишу эти строки, оно горит довольно ярким жёлтым цветом на кожаном корешке. Можно сделать вывод, что владелец этой книги в конце XIX века ею дорожил. Я же приобрёл её в 1973 году, то есть 36 лет тому назад, и только в настоящее время занялся изучением судьбы этого издания.

Те годы (1840-1841), когда НА. Некрасов в поисках заработка писал произведения в стихах, прозе, драматургии и т. п., сам Некрасов впоследствии называл годами «литературной поденщины» и относился весьма строго к их качеству. Став известным поэтом и литератором, он никогда их не перепечатывал. Поэтому я был крайне удивлён, когда мне попался экземпляр второго издания этой сказки.

Обращаясь вновь к работе Н.С. Ашукина, упомянутой в начале рассказа, я прочитал следующее: «Это юношеское произведение, написанное им в годы чёрной литературной поденщины для книгопродавца Полякова и вышедшее изданием в 1841 году, было переиздано Печатанным без ведома автора. Печаткин, издавая, эту слабую сказку Некрасова, разумеется спекулировал громким именем автора. У нас нет сведений, как реагировал Некрасов на эту сделанную без его ведома перепечатку. Возможно, что в своё время он продал рукопись Полякову в вечную собственность, а Поляков уступил своё право Печаткину».

Приобретённая мною книга, изданная в Санкт-Петербурге Васильем Петровым Печаткиным (так значится на обложке) в 1871 году, хранится в неразрезанном состоянии (как говорится, в девственном) с сохранением корешка. На задней стороне обложки напечатано «Баба-Яга, костяная нога сказка в стихах соч. Н. Некрасова», цена на простой бумаге 25 коп., на веленевой — 30 коп. Описываемый экземпляр на простой бумаге. А ведь были на веленевой!

Библиофильское упоминание об этой книге мы нашли лишь в каталоге библиотеки русской поэзии И.Н. Розанова и в книге Н.В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах» (Спб.. изд. Гре-ве, 1888); здесь ошибочно указано, что первое издание вышло в 1863 году. Вероятно, что редкое упоминание второго издания в библиографической литературе ещё недостаточная причина, чтобы считать эту книжку редкостью, тем более интересно, «куда она подевалась», особенно на веленевой бумаге. В книжке всего 82 страницы, кстати, как и в первом издании.

Библиофилы, т. е. люди, собирающие коллекции (собрания) редких русских книг, могут пользоваться значительным числом справочной литературы, изданной в течение более чем 100-летнего периода. От Г. Геннади «Русские книжные редкости» до Н. Смирнова-Сокольского «Моя библиотека» и «Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана». К каталогам частных библиотек следует прибавить многочисленные каталоги антикварно-букинистической торговли.

Среди этого, можно сказать, океана литературы я бы выделил «Систематический и хронологический каталог библио-
теки библиофила и библиографа Я.Ф. Березина-Ширяева». Под названием «Материалы для библиографии» в составе этого каталога выпущено 14 томов с 1868 по

1870 год, восемь томов и четыре книги последовательно в 1873, 1876, 1884 и 1896 годах. Кроме того, в 1900 году выпущен каталог «Русские книги» и в 1902 году «Иностранные книги». Без двух последних книг пользоваться библиографическими сведениями, опубликованными во всех 12 томах, затруднительно. На протяжении многих лет своего собирательства, когда я интересовался судьбами приобретённых мною книг и не находя их описания в библиографической справочной литературе, в качестве последней надежды обращался к Березину-Ширяеву и, как правило, не напрасно. Так произошло и с книжками «Баба-Яга, костяная нога». В «Материалах для библиографии» — книге, выпущенной в 1884 году, есть описание первого издания сказки. Упомянут факт второго издания в 1871 году, но самой книги в библиотеке не было.

Так оказалось, что наличие сказки «Баба-Яга, костяная нога», изданной в 1871 году, зафиксировано лишь в собраниях И.Н. Розанова и моём. Не говорит ли это об определённой редкости книжки? Несколько скандальный характер издания (не только без разрешения, но и без ведома автора, известнейшего и влиятельного человека в тот период в России) мог отразиться на судьбе тиража. Конечно, это только предположение, может быть, книжка найдётся и в других собраниях.

Пока можно сделать вывод, что первое издание сказки является редкостью на уровне не ниже, чем знаменитые «Мечты и звуки», обладанием которых гордятся собиратели. Иметь в своём собрании своеобразный комплект из двух изданий сказки большая удача для собирателя.


А.Л. Финкельштейн