Коллекционная периодика

Старые журнальные книжки не просто красивы — они являются уникальным источником информации, которой не отыщешь даже в Интернете

Их можно взять в руки, полистать, вдохнуть несегодняшний запах плотной состарившейся бумаги, прощупать выпуклости шрифтов и виньеток — словом, насладиться этой редкостью не только созерцательно, но и чувственно. Это нечто, чем хочется обладать и для пользы, и для вдохновения, что воспринимается как своеобразный след ушедшей эпохи.

Наткнуться у букинистов на случайный одинокий экземпляр «Русской мысли» (1880—1918 гг.) или «Летописи» (1915—1917 гг.) — не проблема. Зачастую от них запросто избавлялись, как от старого хлама, не предполагая, что эти «гранды публицистики» и через десятки лет будут представлять интерес. Кто же мог подумать, что с откликом на выставку «Современной русской живописи» с участием П. Кончаловского, А.    Лентулова, Н. Альтмана, М. Шагала, напечатанным в «Летописи» за 1916 год, будет любопытно ознакомиться спустя почти столетие. Что интереснейшей окажется статья о крепостных театрах XIX века в «Русской мысли» за 1901 год; что один из самых леворадикальных российских журналов «Жизнь» (1897—1902 гг.), печатавший в отделе беллетристики произведения украинских писателей и поместивший несколько публицистических статей Леси Украинки, когда-нибудь станет раритетом.

Как ни странно, увлекательным чтением может быть и журнал с тоскливым названием «Образование» (1892—1909 гг.), где опубликованы одни из первых откликов на творчество писателей-модернистов Леонида Андреева, Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна и других. А в «Известиях Отдела русского языка и словесности» и в Журнале Министерства народного просвещения, выходивших во второй половине XIX — начале XX века, можно отыскать немало интереснейших сведений о старинном театре и драматургии.

На самом деле научных, общественно-политических, исторических и литера-турно-художественных периодических изданий, так или иначе обозревавших тогдашние культурные события, в обеих столицах Российской Империи выходило огромное количество. Среди них и журнал, претенциозно именовавшийся «Вестником Европы» (1866—1918 гг.), печатавший материалы о новинках литературно-художественной жизни: о творчестве французов Поля Верлена, Стефана Малларме, Артюра Рембо, а однажды поместивший полноценную рецензию на спектакль «Ложь» по пьесе украинца Владимира Винниченко императорского Александринского театра. Немало внимания уделялось искусству и в других вестниках, в частности в «Русском филологическом вестнике» или «Историческом вестнике». В последнем время от времени публиковались работы, посвященные культурной жизни «старины далекой», как то — очерк М. Пыляева «Полубарские затеи», экскурс Г Пальма «Театр в провинции» и статья

В.    Уманова-Каплуновского о творческой деятельности украинского актера Федора Левицкого.

Впрочем, наибольшее количество разнообразных историй о прошлом содержалось в таких изданиях как «Русская старина», «Русский архив», «Наша старина», «Старые годы», «Столица и усадьба». Эти журналы вдвойне любопытно листать: словно смотришь в прошлое сквозь подзорную трубу и видишь, как разворачивается панорама того, что уже 100 лет назад было утрачено или находилось на грани исчезновения. Как правило, большинство публикаций здесь пропитано печалью об ушедшем времени.

Первенство среди «ностальгирующих» изданий принадлежит уникальным, не имеющим мировых аналогов «Старым годам» (1907— 1916 гг.). Ценнейшие сведения, собиравшиеся во время многочисленных поездок по империи художником А. Бенуа, художественным критиком С. Маковским, любителем старины бароном Н. Врангелем, о памятниках культуры, разрушенных во время революции 1905 — 1907 годов, были опубликованы в 120 номерах именно этого журнала. Печалью пронизан и неторопливый рассказ И. Гарновского в «Нашей старине» за 1916 год о некогда гремевшем помещичьем театре в Курской губернии и многочисленные статьи искусствоведа Г Лукомско-го о старых заброшенных усадьбах и парках («Столица и усадьба»).

Страницы подобных «старинофильских» изданий словно трепещут от воспоминаний. XVIII и отчасти XIX век идеализировались и превозносились ими: и все там казалось устроенным, как надо, — с чувством, толком, расстановкой — как не будет уже никогда. В то же время в почти гламурном, по сегодняшним меркам, усеянном фоторепортажами о респектабельной жизни журнале «Столица и усадьба», рядом с записками коллекционеров печаталась великосветская хроника о санных развлечениях императорской семьи, реклама автомобиля марки «Фиат», волнующие сообщения о пожертвованиях для фронта и, как ни странно, обзорная статья о творчестве трех актрис: Веры Комиссаржевской, Элеоноры Дузе и Марии Заньковецкой.

Совершенно иной облик имели журналы, всецело поглощенные новыми художественными веяниями начала XX века, такие как «Мир искусства», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жар-птица», «Студия». Самый известный из них — «Мир искусства» (1898—1904 гг.), первый номер которого появился 9 ноября 1898 года, вдогонку первому же публичному выступлению мирискусников на Выставке русских и финляндских художников в январе того же года.

Отчаянно сопротивляясь академизму и передвижничеству с его народническими настроениями, мирискусники К. Сомов и А. Бенуа, Е. Лансере и 3. Серебрякова, Л. Бакст и М. До-бужинский, Д. Философов и С. Дягилев решили посвятить свое издание другому искусству. В двух основных отделах журнала — художественном и литературном — помещались статьи о новых тенденциях в живописи и литературе, публиковались роскошные иллюстрации. Однако добрая половина первого номера «Мира искусства» была посвящена творчеству Виктора Васнецова, на страницах журнала печатались статьи Ф. Ницше о деятельности Р Вагнера в Байрейте, а также отчеты о Мюнхенской выставке. Сегодня это звучит почти анекдотично, но в свое время этот журнал, выходивший под редакцией С. Дягилева (а с. 1904 года и А. Бенуа) и сыгравший важную роль в истории русского искусства, высокочтимый художественный критик В. Стасов назвал «опасным декадентским гнездом и пристанищем духовных калек и уродов».

После того как объединение «Мир искусства» распалось журнал, также прекративший свое существование, словно отдал свои полномочия другим изданиям: «Весы» (1904— 1909 гг.), «Золотое руно» (1906 — 1909 гг.) и «Аполлон» (1907—1917 гг.). Каждое из них по-своему уникально и привлекательно, каждое имеет оригинальный оформительский стиль, особые приметы верстки и печати. Но, пожалуй, самым роскошным и изысканным, претенциозным и респектабельным можно назвать художественно-литературный журнал «Золотое руно», издаваемый Николаем Рябу-шинским. Первые номера этого издания с потрясающими репродукциями картин В. Серова, К. Сомова, М. Добужинского выходили на двух языках — русском и французском. Но все же главное в этом издании — его удивительная цельность и, говоря языком символистов, соборность. Изобразительное искусство начала XX века было представлено такими именами как В. Борисов-Мусатов, Л. Бакст и Н. Рерих. Здесь печатались К. Бальмонт и А. Блок, 3. Гиппиус и Д. Мережковский, В. Иванов, Д. Философов. «Золотое руно» отличалось последовательной программностью. Каждый его выпуск можно воспринимать как особое послание, в котором отдельные публикации продолжают и дополняют друг друга. Благодаря сменяющимся обзорам музыкальной, художественной, литературной жизни возникало объемное впечатление многообразного мира нового искусства — мира тревожного, но гармоничного, эмоционального и самодостаточного.

Стремясь программно представлять символизм, с «Золотым руном» успешно соперничали журналы «Аполлон» и «Весы». С «Аполлоном», который принято называть рупором символизма, сотрудничали И. Анненский и Г Чулков, здесь печатались стихи А. Блока и В. Брюсова и в то же время нашлось место для приверженцев акмеизма: Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой. Интересом к зарубежному искусству отличался выходивший под патронатом Валерия Брюсова журнал «Весы». В нем печатались произведения Мориса Метерлинка и Эмиля Верхарна, около 40 публикаций поместил на его страницах парижский корреспондент Рене Гилю, увлеченно рассказывавший о французском символизме. А отзыв Алексея Ремизова о деятельности товарищества «Новой драмы» под руководством В. Мейерхольда главным образом состоял из характеристики символистской драматургии поляка Станислава Пшибышевского и способов ее сценического воплощения.

Словно в противовес изданиям о новом искусстве задумывался журнал «София», выходивший в Москве лишь на протяжении 1914 года и призванный «пробуждать интерес к древнерусскому искусству». В то же время это издание, уделявшее основное внимание иконописи и древнерусской архитектуре, печатало весьма любопытные отклики на текущие культурные события — правда, выбирая из всего потока художественной жизни то, что соответствовало мистическим настроениям приверженцев «Софии». Здесь появилась рецензия на драму А. Блока «Роза и крест», очерк Н. Бердяева о «разрушительном» творчестве Пикассо, репортаж о выставке Н. Сапунова, статья В. Иванова «Предчувствия и предвестия», посвященная искусству театра.

Безусловно, с началом Первой мировой войны интерес к художественным и культурным событиям заметно снизился, а большинство изысканно оформленных, красивых изданий просто перестали существовать. И нет ничего удивительного в том, что воинствующая публицистика получила первенство, овладев умами читательской аудитории. Самым необычным среди подобных общественно-политических изданий, пожалуй, можно считать московский журнал «Украинская жизнь». Многое, что не могло появиться по цензурным причинам на страницах украинских изданий, печаталось в Москве. В первую очередь это касается статей политико-экономического толка, в то время как культурная жизнь представала в виде своеобразного фольклорно-этнографического калейдоскопа, где немало места уделялось народным промыслам, декоративно-при-кладному искусству и народному театру.

И все же эти вековой давности журналы с желтыми хрупкими страницами пересказать невозможно. Есть в них нечто такое, что не ограничивается рамками одного лишь содержания.

Эти журналы были глашатаями мечтающего о несбыточном вселенском «культурном царстве» наивного, самонадеянного и юного XX столетия — века, состарившегося еще в отрочестве и прожившего с гримасой боли всю жизнь.    


Журнал "Антиквар"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.